Для советских людей победа в Великой Отечественной войне даже при том, что за неё пришлось заплатить огромными жертвами, была предметом особой гордости. Каждый из нас знал имена десятков героев войны, из какой бы союзной республики они ни происходили. Нелишне напомнить, что в числе 11384 воинов Советских Вооруженных Сил, удостоенных в годы войны звания Героя Советского Союза, были представители практически всех наций и народностей, проживавших в СССР, – русские, украинцы, казахи, белорусы, татары, евреи, грузины, армяне, узбеки, мордвины, чуваши...
Взять, к примеру, Казахстан. Из республики на фронт ушли 1,4 млн человек. 497 из них стали Героями Советского Союза, свыше 100 человек – полными кавалерами ордена Славы. Четверо казахстанцев дважды удостоились звания Героя – Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский.
Сыны и дочери Казахстана – герои Великой Отечественной
Однако после развала СССР с каждой годовщиной Дня Победы появляется все больше желающих пересмотреть как причины начала войны, так и ее итоги, и все более настойчивыми становятся их попытки в этом направлении. Причем не только в странах Европы, но и во многих бывших союзных республиках. Более того, если ранее Великая Отечественная была неизвестной войной для первых, то теперь она становится такой же и для вторых.
В условиях этой «неизвестности» становится возможным пересмотр оценок, вынесенных в свое время Нюрнбергским трибуналом виновникам той войны. Этот тренд принял устойчивый характер и в ряде стран даже лег в основу государственной политики. Джордж Оруэлл отмечал: «Кто контролирует прошлое – тот контролирует будущее». И это дает свои ядовитые плоды.
Сейчас от безмозглой части молодежи можно услышать: «Сражались, воевали, людей не берегли… Зачем? Сдалась бы в 1941 году – пили бы баварское пиво и жили бы, как ныне Германия…» Нет, не жили бы. Расовая теория нацизма несла гибель целым этносам. Будущее для заселявших территорию СССР народов было однозначным. Процитируем Гиммлера: «Вопрос о том, процветает ли данная нация или умирает с голоду, интересует меня лишь постольку, поскольку представители данной нации нужны нам в качестве рабов; в остальном их судьба не представляет никакого интереса». А вот выдержка из протокола состоявшегося в Берлине «Совещания по вопросам онемечивания в прибалтийских странах»: «...большая часть населения не годится для онемечивания... Нежелательные в расовом отношении части населения должны быть высланы в Западную Сибирь». Место депортированных прибалтов должны были занять заслуженные ветераны вермахта.
Красноречивы и сухие цифры последствий оккупации. Так, только в Белоруссии фашистские захватчики провели против партизан и населения 1240 карательных операций, замучили 2,4 млн человек гражданского населения и военнопленных, 380 тыс. юношей и девушек вывезли в Германию, сожгли и разрушили 209 городов и районных центров, свыше 9 тыс. деревень.
Это следует запомнить всем крушащим памятники и обелиски советским воинам, путем поверхностных «сопоставлений» ставящих знак равенства между коммунистической идеологией и осужденной международным трибуналом идеологии фашистской. В СССР не было лагерей смерти, в которых людей уничтожали по расовым и религиозным признакам, не было печей крематориев, в которые людей гнали прямо из эшелонов. Нам незачем перечеркивать тяжелые страницы собственной истории, но и каяться перед поляками, прибалтами и остальными «европейцами» нет оснований.
Вопреки историческим фактам, политиканы от истории пытаются обнулить роль Советского Союза в освобождении Европы от фашизма, приписав ее союзникам. Хотя только в битве под Москвой погибло 926 тыс. советских солдат, что превышает потери британских и американских войск во Второй мировой войне. На каждого погибшего британца или американца пришлось 85 советских солдат. Тяготы войны осознанно разделили не только солдаты, но и практически все гражданское население страны. Лозунг «Все для фронта – все для победы!» действительно стал нормой жизни.
По мнению ведущего эксперта британской военной разведки Лена Дейтона, «основная часть немецкой армии была разгромлена Красной армией, использовавшей вооружение, произведенное на советских заводах. Это была борьба двух колоссов. Расчеты, основанные на данных о немецких дивизиях, участвовавших в боевых действиях, показывают, что семь восьмых всех сражений, которые вела немецкая армия в 1939-1945 годах, происходили на Восточном фронте. Другими словами, лишь одна восьмая часть всех сил Германии была задействована в кампаниях в Северной Африке, Италии и на Западном фронте».
Фальсификация истории с целью обеления нацистской Германии и «фашизации» Советского Союза становится все более массовой и масштабной. Доходит до откровенного кощунства! Например, в январе 2005 года бывшая тогда президентом Латвии Вайра Вике-Фрейберге, видимо, следуя заветам Геббельса, «авторитетно» заявила, что фашистский детский концлагерь уничтожения в Саласпилсе (где погибло около 100 тыс. человек, в том числе более 7 тыс. детей) всего-навсего лишь… «профилактическое» учреждение, в котором люди жили вполне сносно. А ведь там в некоторых местах толщина пепла от сожженных тел достигает одного метра!
Впрочем, стоит ли этому удивляться, если сейм той же Латвии, отказав ветеранам-антифашистам в праве считаться участниками Второй мировой войны, присвоил этот статус карателям из латышского легиона Waffen SS как участникам «национально-освободительного движения». От кого они освобождали страну? По немецким данным, за первые три месяца оккупации в Латвии силами местных националистов было уничтожено свыше 30 тыс. евреев. К концу января 1942-го и Эстония была превращена в «юденфрай» – зону, свободную от евреев.
Напомним, что за годы войны в составе вермахта были сформированы 41 латвийский, 26 эстонских и 23 литовских полицейских батальона. Балтийские каратели, не ограничиваясь собственными странами, поддерживали оккупационный режим и уничтожали людей в Белоруссии, Польше, Ленинградской, Псковской, Смоленской областях. Результат: если до войны в Псковской области проживало 1,5 млн человек, то к 1945 году осталась всего одна треть.
Действительно, «мужество» и «неустрашимость» этих «борцов за свободу», проявленные в расправах над беззащитным населением, – достойный повод для зачисления их в национальные герои. Особенно учитывая, что легионеры Waffen SS принимали присягу лично Гитлеру: «Богом клянусь в этой торжественной клятве, что в борьбе против большевизма я буду беспрекословно подчиняться главнокомандующему германскими вооруженными силами Адольфу Гитлеру и как бесстрашный солдат, если будет на то его воля, буду готов отдать свою жизнь за эту клятву». В память о таких «героях» переименовываются улицы, ставятся памятники, называются стадионы. Не далее как 5 марта городскому стадиону в украинском Тернополе присвоено имя экс-командующего Украинской повстанческой армией* Романа Шухевича.
Сегодня реабилитация национал-социализма и коллаборационизма, идя в одной шеренге с политической русофобией, активно, обгоняя даже страны Балтии, проводится на Украине, где за годы войны бойцы ОУН-УПА уничтожили более 1,5 млн евреев, 1 млн украинцев и 500 тыс. поляков. В одном только Бабьем Яре каратели, из полутора тысяч которых 1200 – полицаи из ОУН, расстреляли до 300 тыс. евреев.
И такие «ветераны» – образец для подрастающего поколения Украины? Да, если считать, что, к примеру, солдаты 14-й добровольческой гренадерской дивизии СС «Галичина» (Waffen der SS Galizien), присягая Гитлеру и участвуя в подавлении народного восстания в Словакии, борьбе с партизанами в Югославии и антифашистским движением Сопротивления в других странах, отстаивали незалежность Украины. А именно эта идея давно насаждается на незалежной, неважно, Ющенко ли у власти, Порошенко или Зеленский.
Правда, просуществовала эта «гордость» нынешних украинских властей недолго – с апреля 1943 до лета 1944 года, когда Красная армия разгромила ее под Бродами. Теперь в честь карателей из этой дивизии проводятся ежегодные шествия. Однако ранее они концентрировались во Львове и других городах западной Украины. И вот в канун Дня Победы, 28 апреля текущего года марш в честь очередной годовщины ее формирования был проведен уже в Киеве. В шествии, которое сопровождал организованный властями города полицейский кордон, участвовали представители различных националистических организаций, среди которых были замечены, в т. ч. персонажи с бело-красными флагами белорусской оппозиции.
Безусловно, не только украинцы и прибалты служили фашистской Германии. Были и казачьи кавалерийские корпуса СС Краснова и Шкуро, власовская РОА, уроженцы Бельгии, Голландии и скандинавских стран служили в танковой дивизии «Викинг», французы – в защищавшей Рейхстаг дивизии «Шарлемань». Но ни во Франции, ни в других странах Европы (не говоря уже о России) из участников формирований Waffen SS не делают национальных героев.
Гражданам СССР, воспитанным на героической защите Брестской крепости, Киева, Одессы, Смоленска, Москвы, Севастополя, Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, на примерах героизма солдат и офицеров Красной армии при освобождении Белоруссии и Украины, Молдавии и Прибалтики, в годы перестройки пришлось пережить вал (зачастую лживого) негатива о войне. Узнать о почти 5 млн советских военнослужащих, оказавшихся в плену в первые полгода войны, об 1 млн советских граждан, служивших в вермахте, СС, полицейских формированиях. Узнать, что в годы войны за дезертирство были осуждены почти миллион человек, расстреляны более 150 тыс. Вместе с тем власти предпочитали отправлять дезертиров на передовую в штрафные части, а не держать их в тюрьмах. Так, в результате проведенной летом–осенью 1944 года самой масштабной операции по розыску дезертиров было арестовано 171 тыс. беглецов и около 104 тыс. из них отправлено на фронт.
Однако этот негатив не мог и не смог переломить главного – веры в святость дела наших дедов и отцов по освобождению мира от коричной чумы нацизма. Просто от слепой гордости за ту Победу люди переходили к осмысленной гордости за то невозможное, что сделал, пройдя тяжелейшие невзгоды, советский народ.
Увы, сегодня устойчивая память в основном осталась только в семьях: у многих в коробочках до сих пор лежат дедовы награды и треугольники фронтовых писем.
К сожалению, государство, как правило, вспоминает о ветеранах лишь накануне Дня Победы (в данном случае в первую очередь говорю о Казахстане). В обычные дни чиновников, которые всем обязаны уходящему военному поколению, чаще всего не волнует, на что и как живет фронтовик. Многие из ветеранов ушли из жизни, так и не ощутив даже малой заботы о себе. Государству было не до них, когда восстанавливали разрушенную войной страну, не до них, состарившихся и потерявших силы, теперь. Стыдно назвать подлинной заботой те ничтожные льготы, которые они имеют, и те продуктовые пакеты, которые они получают в этот День. Можно вспомнить подарочные наборы Алматинского акимата блокадникам и защитникам Ленинграда в связи с 60-летием прорыва блокады: по 1 кг сахара, крупы, макарон и 2 кг муки. Хорошо хоть не блокадная пайка хлеба… А ведь к тому моменту ветеранов этой категории оставалось чуть больше сотни.
Прежде власти ссылались на недостаток средств, теперь другой аргумент: мол, ветераны воевали за другую страну. Под риторику и декларации о развитии интеграционных процессов в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕАЭС идет растаскивание общей победы по национальным квартирам. Так, в 2015 году в Казахстане чиновники придумали собственный символ Победы. Вместо гвардейской (георгиевской) ленты предложили «Казахстанскую ленту Победы» – голубую с национальным узором и орденом Отечественной войны по краям. Причина весьма одиозная: гвардейскую ленту в стране стали считать символом царской колонизации, а не символом Победы.
Последствия этой новации не замедлили сказаться. За три дня до 72-й годовщины Дня Победы в Чимкенте с расположенного в парке им. Абая Обелиска Славы были сняты украшения в виде гвардейских лент и заменены на новый символ. Неоднозначно и отношение к фразе политрука Василия Клочкова, высеченной на открытом в 1975 году, к 30-летию Победы, в Алма-Ате мемориале у Вечного огня в парке 28 гвардейцев-панфиловцев. У чиновников периодически возникает желание заменить знаменитую фразу «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва» на что-то «национальное» или «более нейтральное». К примеру, «Подвиг казахстанцев – наследие для народа, пример для поколений», «Вечный покой героям-казахстанцам!», «Подвиг казахстанцев, сражавшихся за Родину, будем помнить вечно». Многих, прямо скажем, коробит упоминание столицы теперь уже чужого государства – Москвы.
Забывают те, кто построил для себя свой собственный «развитой мини-капитализм», что он оплачен кровью и трудом ветеранов тогда еще единого государства. Страна, дезавуирующая воинский и трудовой подвиг старших поколений, не обременяющая себя заботой о своих ветеранах, неминуемо теряет уважение граждан, общество же превращается в безнравственную толпу даже не манкуртов, а олигофренов.
Народ, сохраняя память о Победе, сам инициировал движение, получившее название «Бессмертный полк». В первой, прошедшей в 2012 году в Томске, акции приняло участие свыше 6 тыс. жителей города, которые несли фотографии своих родственников – участников войны. Сегодня движение охватывает свыше 80 государств.
К сожалению, второй год подряд пандемическая ситуация в мире не позволяет отметить День Победы в традиционном формате, и акция «Бессмертный полк» будет проходить в онлайн-режиме.
Тем не менее народная инициатива лишний раз напоминает ностальгирующим по нацизму политикам, что история жестоко наказывает за неусвоенные уроки.
Правила комментирования
comments powered by Disqus