Пекин отказывается от воинственной пропаганды за рубежом
Выступая на политбюро, генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин призвал увеличить круг друзей КНР, а работников СМИ и дипломатического фронта быть открытыми и в то же время скромными. Тогда стране будут больше доверять и уважать ее. Иностранные эксперты расценивают речь как свидетельство того, что Пекин стремится склонить на свою сторону общественное мнение Запада. Но эксперты считают, что фундаментальный подход к внешнеполитической информации останется прежним, она просто станет более аккуратной.
Си сказал, что нужно постоянно расширять круг доброжелателей, которые понимают Китай и симпатизируют ему. Как передает агентство Bloomberg, это может свидетельствовать о том, что руководство страны пересматривает свою стратегию коммуникаций с миром, подобно тому, как президент США Джозеф Байден укрепляет престиж Вашингтона, которому нанес ущерб его предшественник, провозгласивший лозунг «Америка прежде всего».
В последние месяцы Китай стал все более жестко отвечать на те акции США и их союзников, которые рассматриваются как посягательство на его коренные интересы. Вводились санкции против чиновников Запада, выступавших с критикой Китая за нарушения прав человека в Синьцзяне, Гонконге, их лишали возможности посещать Китай. Все обвинения в свой адрес Пекин отвергал в самых категорических выражениях. Зарубежные СМИ назвали этот стиль «дипломатией волка», используя образ из популярного китайского кинобоевика.
Те партнеры Китая, которые стремились установить с ним более тесные связи, как Евросоюз, Британия, полагают, что именно этот воинственный подход мешает урегулировать разногласия. С этой оценкой, в общем, соглашается Ван Ивэй, директор Института международных отношений в Народном университете в Пекине. Имидж Китая ухудшился после того, как вспыхнула пандемия, признает он. «Когда Китай заявляет о превосходстве социалистической системы или высмеивает неспособность других стран обуздать COVID-19, это вызывает беспокойство на Западе», – говорит ученый.
Reuters напоминает, что несколько журналистов США в прошлом году были высланы из Китая. Пекин также запретил показывать репортажи Би-би-си на ТВ в КНР после того, как британская широковещательная корпорация распространила материалы о нарушениях прав человека в Синьцзяне и происхождении коронавируса. Можно ли ожидать, что линия Пекина в освещении в медиа таких острых тем изменится? Из текста речи Си в изложении агентства «Синьхуа» трудно сделать определенный вывод. Генсек, в частности, сказал, что нужно создать команду профессионалов и «применять точные методы коммуникации» для разных регионов.
В беседе с «НГ» доцент ВШЭ Михаил Карпов отметил: «Трудно представить, что китайцам удастся что-то серьезное сделать. В любом случае ограничения для китайских СМИ останутся. Для иностранцев, может быть, кое-что смягчат. Но фундаментальные ограничения неизбежны. Специфика власти в Китае такова, что режим не может по-иному функционировать. Тем не менее пропаганда за рубежом станет, может быть, более аккуратной. У них есть для этого экспертиза и ресурсы. Но внутри страны вряд ли можно ожидать серьезных послаблений».
Заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александр Ломанов счел необходимым подчеркнуть разницу в том, как функционировало политбюро ЦК КПСС и как работает политбюро ЦК КПК: «Си выступил на 30-й по счету коллективной учебе политбюро. Этот жанр совершенно неизвестен нам по советским временам. Как это происходит в Китае? Выбирается актуальная тема, по которой приглашают научного докладчика. Ученый выступает, после этого происходит обсуждение, на котором генсек делает замечания.
В данном случае докладывал Чжан Вэйвэй, профессор Фуданьского университета в Шанхае, специалист по международным коммуникациям. Он работал в Швейцарии более 10 лет. Во время дискуссии ничего принципиально нового не было сказано. Заседание было приурочено к грядущему 100-летию КПК. Си сказал, что нужно изыскивать возможности для того, чтобы рассказать внешнему миру о китайском социализме, почему марксистское учение привело не к провалу, а к успеху, позволив Китаю стать сильным и богатым».
В нулевые годы КПК тоже говорила о необходимости наращивать мягкую силу страны. Тогда упор делался на традиционной китайской культуре, указал эксперт. А теперь требуется также рассказывать о политике, успехах экономических реформ, преодолении бедности и даже об идеологии. Для тех, кому предстоит выполнять указания, это серьезный вызов.
«Речь шла не о том, чтобы рассказывать о Китае только хорошее, а о том, как донести до иностранцев послание Китая, чтобы они поняли, что Китай хочет сказать. Ведь буквальный перевод на английский партийных лозунгов иностранная аудитория никогда не воспримет», – заключил Ломанов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus