Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заявила о готовности помочь Таджикистану в ситуации, сложившейся после успешного наступления талибов (запрещено в Таджикистане и других странах Центральной Азии) на севере Афганистана. Эксперты считают, что Москва, ключевой участник ОДКБ, не будет ничего просить взамен, поскольку сама заинтересована в стабильности на таджикско-афганской границе.
Источник: Эксперты: укрепление таджикско-афганской границы в интересах всех членов ОДКБ
Так называемые успехи террористического движения Талибан (запрещено в Таджикистане и других странах Центральной Азии) на севере Афганистана особенное беспокойство вызвало в Таджикистане.
Сейчас это движение, по разным данным, контролирует около 80 процентов границы Афганистана с Таджикистаном – в провинциях Балх, Кундуз, Тахор и Бадахшан.
В последних заявлениях террористический Талибан (запрещено в Таджикистане и других странах Центральной Азии) декларирует стремление к диалогу с таджикским властями и даже называет Республику Таджикистан «дружественной страной».
На заседании Совета безопасности Таджикистана 5 июля президент Эмомали Рахмон поручил министру обороны Шерали Мирзо мобилизовать 20 тысяч резервных войск для укрепления таджикско-афганской границы.
В Таджикистан уже прибыли военные эксперты министерств обороны России и Узбекистана, которые занимаются подготовкой совместных антитеррористических учений, которые пройдут с 1 по 10 августа на полигоне «Харбмайдон» (230 км к югу от Душанбе).
Также министр обороны Шерали Мирзо провел 24 июля переговоры с российским коллегой Сергеем Шойгу. Министры обсудили ситуацию в таджикско-афганском приграничье и совместные меры по нейтрализации угроз, связанных с обострением ситуации в Афганистане.
Основу российского военного присутствия в среднеазиатском регионе составляет 201-я военная база в Таджикистане. В ее составе есть несколько мотострелковых батальонов, артиллерийский дивизион, подразделения обеспечения, а также авиагруппа, включающая боевые и транспортные вертолеты. Кроме того, недалеко от города Кант на севере Кыргызстана развернута российская авиационная база, где несут службу штурмовики Су-25СМ и вертолеты Ми-8.
В начале июля на заседании Постоянного совета ОДКБ Постоянный и Полномочный представитель Таджикистана при ОДКБ Хасан Султонов рассказал о ситуации на таджикско-афганской границе и попросил о помощи.
«Учитывая сложившуюся ситуацию, а также то, что некоторые участки границы с Афганистаном расположены в труднодоступных горных районах, в одиночку справиться с этой задачей будет сложно. Эти обстоятельства требуют нашего соответствующего реагирования в рамках ОДКБ, в том числе принятия мер по усилению потенциала по защите южных рубежей», – сказал Султонов.
По его словам, важно выполнить решения Совета коллективной безопасности от 23 сентября 2013 года «Об оказании помощи Республике Таджикистан в укреплении таджикско-афганской границы».
«Поэтому мы хотим призвать государства-члены организации внести свой вклад в полную реализацию этого документа», – добавил он.
В конце июня ОДКБ заявила о готовности оказать Таджикистану всю необходимую помощь в связи с ситуацией на границе с Афганистаном.
7-9 июля Таджикистан посетила оперативная группа ОДКБ во главе с начальником Объединенного штаба организации генерал-полковником Анатолием Сидоровым для оценки обстановки на границе с Афганистаном.
По итогам визита Анатолий Сидоров заявил, что Таджикистану нужна техническая помощь для защиты границы с Афганистаном, но нет необходимости привлекать совместные силы организации.
Таджикский политолог Маъруф Абдуджабборов, говорит, что ОДКБ может оказывать помощь Таджикистану различными способами.
«Это может быть регулярный обмен информацией об уровне опасностей и угроз, исходящих от Афганистана. Параллельно можно проводить тактические учения для повышения боеготовности пограничных сил», – сказал Маъруф Абдуджабборов.
Также, по его словам, это может быть военно-техническое сотрудничество и, при необходимости, привлечение сил ОДКБ для непосредственного участия в боевых действиях.
Абдуджабборов обратил внимание на то, что сейчас безопасность границ – не единственная задача для Таджикистана как члена ОДКБ.
«Вопросы размещения беженцев, оказания материальной помощи, обеспечения их безопасности, за которые несёт ответственность Таджикистан, должны привлечь внимание государств-членов ОДКБ. Иными словами, гуманитарная сфера сотрудничества в рамках ОДКБ нуждается в значительном расширении», – считает таджикский эксперт.
Абдуджабборов считает, что Россия, как ключевая страна ОДКБ, не будет выдвигать требований Таджикистану в обмен на помощь, поскольку это может поставить под вопрос «целостность» организации.
«Миротворцы ОДКБ никогда не участвовали в вооруженных конфликтах, несмотря на ее значительный военный потенциал. Поэтому трудно оценить реальную ценность Организации. Как мы видели, в последние годы кыргызская революция, конфликт в Нагорном Карабахе и революция в Белоруссии возродили вопрос об эффективности ОДКБ. Хотя вмешательство ОДКБ в вышеупомянутые события считалось выходящим за рамки компетенции организации, некоторые надежды этих государств-членов на ОДКБ не оправдались», – заключил таджикский эксперт.
Комментарий редакции CABAR.asia: народные волнения в Кыргызстане и Беларуси считаются внутренними процессами этих стран, и эти государства не обращались за помощью по линии ОДКБ.
Рахматулло Абдуллоев, таджикский эксперт по Афганистану и Ирану, считает, что оказать помощь Таджикистану в защите южной границы в интересах России. Эксперт напомнил, что в Таджикистане находится самая большая российская военная база за рубежом.
«Мы должны иметь в виду, что на протяжении более двух столетий в Центральноазиатском регионе у России есть ключевые геостратегические и военные интересы, и, если ситуация ухудшится, это может повлиять на собственную систему безопасности России», – сказал Абдуллоев.
По его мнению, Россия, конечно же, чего-то ждет от Таджикистана взамен этой помощи, особенно в вопросе присоединения к Евразийскому экономическому союзу.
«ОДКБ – это военная организация с определенной целью. В уставе организации сказано, что если государство-член подвергается угрозе или нападению, это означает нападение на все эти государства. Учитывая ключевую роль России в регионе, она также хочет преследовать свои экономические и военные интересы в регионе через эту организацию», – говорит Абдуллоев.
Статья 4 Договора о коллективной безопасности
«Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора. В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Военный эксперт Шариф Салимов обратил внимание на 4 статью договора о создании ОДКБ, где говорится об обязательствах всех сторон на случай, если одна из стран подвергнется нападению. Он полагает, что в случае вторжения в Таджикистан талибов (движение запрещено в Таджикистане и других странах Центральной Азии), ОДКБ предоставит РТ всю необходимую военную помощь, ничего не прося взамен.
«В данном случаи торг не уместен, и Россия не будет ставить какие-то предварительные условия. Россия как никто заинтересована в стабилизации отношений на государственной границе Таджикистана и Афганистана», – говорит Салимов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus