В Казахстане вновь наблюдается активизация националистических настроений. Чего только стоят недавние «языковые рейды», организованные блогерами-националистами. Видео происходящего вызвало резонанс на только в самой республике, но и России.
«Казахша говори!»
Так называемые блогеры прошлись по улицам нескольких городов страны (Нур-Султан, Алма-Ата, Караганда, Павлодар, Уральск и др.) с «языковыми рейдами», во время которых они хамски заходили в магазины и госучреждения с проверками на знание казахского языка сотрудниками не титульной нации. Снимающие не стеснялись запугивать и угрожать русскоязычным согражданам. Записи своих рейдов националисты гордо выкладывали на YouTube «Til Maydani онлайн партиясы», которые, к слову, до сих пор находятся в открытом доступе и продолжают набирать лайки.
Основатель канала и главный «сам себе режиссер» Куат Ахметов, несмотря на то что русский язык в Казахстане имеет статус официального, называет русскоговорящих казахстанцев гастарбайтерами, фашистами и оккупантами. «Гастрабайтерша понимает, но не говорит. Не надо быть шовинистом. Зарабатываете, семью кормите? Значит, говорите на казахском», – заявляет радикал продавцу в магазине. Еще одно видео снято в кафе. «В следующий раз казахша будет. Меню, чек, телевизор казахша будет», – обещает испуганная сотрудница заведения. А на одном из роликов националисты заставили русскую жительницу Актау извиняться на камеру за ее утверждение, что этот город был построен русскими во времена Советского Союза.
В интервью RT К. Ахметов обвинил всех русских в высокомерии, заявив, что они пренебрежительно относятся к его казахским соотечественникам. «У граждан России синдром Равшана и Джамшута. Вы оскорбляете таджиков, хотя они вносят какой-то вклад, строят дома. Вы и сюда приходите, в Казахстан, и тоже такая ненависть – я не знаю, откуда», – сказал он. По словам националиста, «языковые рейды» проводятся для того, чтобы поддержать тех, кто не говорит на официальном языке, да и вообще он хочет, чтобы в стране всех обслуживали на его родном языке.
«Пещерный национализм» или «отмазка» для партнеров?
Представитель администрации президента Казахстана Даурен Абаев назвал этот случай проявлением «пещерного национализма», подчеркнув, что большинство казахстанцев против такого радикального подхода. «Разве можно по неадекватным поступкам двух-трех человек судить о положении дел в стране с 19-миллионным населением? Думаю, что нет», – добавил чиновник.
Судить по двум-трем, конечно, нельзя, но оживленная реакция в стране на происходящее показывает, что таким мизерным количеством число сторонников «языковых патрулей» явно не ограничивается.
Реакция Российской Федерации последовала незамедлительно. Националисту запретили въезд в Россию сроком на 50 лет. Кроме того, российские сенаторы намерены поднять вопрос о нарушении прав русскоязычных граждан в Казахстане и Киргизии на межпарламентском уровне. Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил РИА Новости, что необходимо требовать от властей Казахстана дать оценку акциям националистов против русскоязычных граждан, не имеющим ничего общего с добрососедским характером отношений между двумя странами и народами.
Главы МИД РФ и Казахстана Сергей Лавров и Мухтар Тлеуберди в телефонном разговоре согласились с необходимостью противодействовать бытовому национализму и какой бы то ни было дискриминации по национальному признаку. «Условлено поддерживать тесные контакты по данной теме по линии различных механизмов двустороннего взаимодействия в интересах всестороннего соблюдения прав граждан», – сказано в сообщении пресс-службы российского МИД.
19 августа Ахметов был задержан полицией. Против блогера возбуждено уголовное дело о разжигании межнациональной розни. Но пока он отделался лишь штрафом в 145 тыс. тенге (25 тыс. рублей) и вышел из отделения полиции через час. Инициатор «языковых патрулей» сразу же обратился к своим подписчикам с просьбой оплатить штраф и опубликовал реквизиты счета.
Тем временем суд Ауэзовского района города Алматы 20 августа приговорил к семи годам строгого режима правозащитника Ермека Тайчибекова, известного пророссийскими взглядами и выступлениями в защиту русского языка. Мужчину осудили по статье о разжигании национальной розни с использованием СМИ. Тайчибекова задержали в сентябре 2020 года после интервью одному из интернет-изданий, где он высказался о массовых беспорядках в Кордайском районе Жамбылской области в феврале того же года, в результате которых погибли 11 человек, 158 гражданских и 20 полицейских получили травмы, были повреждены 156 домов и объектов торговли, 102 автомобиля.
В этом тоже проявляется реакция властей. Правая рука не знает, что делает левая?
Чемодан, вокзал, Россия?..
Русские – вторая по численности национальная группа Казахстана. На начало года в республике проживало 3,4 млн русских (18% населения). За прошлый год из страны уехало свыше 45 тыс. человек, большая их часть – русское население.
«Мы задумались о переезде в 2019 году, уже тогда мы почувствовали на себе негативную тенденцию развития национализма. Последней каплей стали эти пресловутые «патрули», это ущемление прав человека и неимоверное унижение. Я родилась в Казахстане, но меня оттуда гонят! Так быть не должно, но нас никто не слышит», – поделилась с корреспондентом «Ритма Евразии» казахстанка Галина Оверина, которая переехала в РФ всего пару недель назад по государственной программе переселения.
Еще один собеседник – Равиль Файзулин поделился своей историей прощания с родиной. «Для пакета документов мне нужна была справка о несудимости. Начальник управления требовал за нее 20 тысяч тенге. Я отказался платить, так как получаю ее на законных основаниях. Нехотя подписав справку, он кинул мне ее в лицо со словами «пошел вон из Казахстана! Вернешься – я тебя лично депортирую».
Русский язык еще удерживает свои позиции. Согласно последней переписи населения, устный русский в РК понимают 94% населения (казахский – 74%), свободно пишут и читают на русском 84% граждан (на казахском – 62%). Исследование немецкого «Фонда Эберта», опубликованное в прошлом году, показало, что Казахстан вовсе не казахоязычен, свободно этим языком владеет чуть больше трети населения – 39%, а в центральных и северных регионах этот показатель и вовсе не превышает 8-10%. Русским же свободно владеет 51% жителей страны.
Но это пока. Некоторые национальные тенденции в Казахстане не могут не волновать. Так, в 2018 году первый президент РК Нурсултан Назарбаев под видом декоммунизации запустил волну переименований улиц, поселков, городов преимущественно в северных областях. По сути вышла дерусификация. В январе этого года в республике состоялись парламентские выборы, по итогам которых депутатский мандат от партии «Нур Отан» получил один из самых ярых националистов Айдос Сарым. После выборов националисты в страны стали чувствовать себя еще более вольготно.
Весной 2021 года власти заявляли, что уже через пару лет, а точнее к 2023 году, все школьники будут учиться только на казахском языке, который окончательно переведут с кириллицы на латиницу. «Для нас это одна из первостепенных задач – сделать так, чтобы обучение на государственном языке было доминирующим... В этом не должно быть никаких дискуссий, потому что это государственный язык и очевидно, что на государственном языке должны обучаться граждане нашей страны», – сообщил тогда министр образования Асхат Аймагамбетов. Позже в ведомстве отказались от этой идеи. Совсем или временно – пока не уточняется.
Волнуют общественность и попытки переписать историю. В июне нынешнего года госкомиссия по реабилитации жертв политических репрессий поставила вопрос о реабилитации граждан Казахской ССР, воевавших на стороне Гитлера в рядах Туркестанского легиона. Об этом рассказал депутат парламента Берик Абдыгалиулы. «Всех, кто пострадал в царское время, при коммунистической власти, нужно считать жертвами», – предложил нардеп.
В интервью ИА REGNUM профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев заявил, что скандальные «языковые патрули» могут быть отражением внутренней политики. «В стране существует системный вектор этнического национализма, который поддерживается на высоком уровне и используется в политических целях, – предположил эксперт. – Прежде чем делать глобальные выводы, нужно анализировать ситуацию. В Казахстане на возникновение «языковых патрулей» могут влиять как системные факторы, так и случайные. В целом государству выгодно их расследовать вне зависимости от того, управляет ли оно ими или нет. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы разобраться и погасить такие настроения. Потому что это путь к ослаблению и разрушению системы. Наглядный пример – Афганистан. Страна, которая фактически фрагментирована по этническим и многим другим социальным линиям».
Эксперт по Центральной Азии Владислав Новинский считает, что казахстанская власть заигрывается с лобби националистов и либералов, что может привести к возникновению общественного протеста. «Вспомните антироссийскую истерику перед парламентскими выборами зимой. Ведущие игроки были уверены, что это консолидирует казахстанское общество. Но все вышло наоборот. Правящая партия «Нур Отан» лишилась одного миллиона избирателей. Это тревожный звонок, – отметил политолог. – Но самое страшное не это. А вот что – усиление антироссийских и русофобских настроений неминуемо приведет к напряженности между Казахстаном и Россией, как последствие – усилится отток русскоязычного (не только русского) населения. А ведь люди – это главное богатство любой страны».
Правила комментирования
comments powered by Disqus