От прошлых советских времен у нас осталось очень много мифов и легенд об идеологиях, общественном устройстве и порядках, поскольку идеальной формой считались коммунизм и диктатура пролетариата. Все остальное считалось неправильным и даже вредным для человеческого общества — анархизм, капитализм, консерватизм, социал-демократия, парламентаризм и т.д.
Особенно было извращено учение об анархизме, которое до советской власти было очень популярно среди революционеров и занимало достойное место среди учений об обществе. Классиками анархизма, которое имело множество течений, считались такие всемирно известные мыслители как Прудон, Кропоткин, Бакунин и др.
Поэтому поговорим, что же такое анархия и анархизм? К чему звало это учение, ее классики и теоретики?
«Анархия», — гласит современная общественная мысль, — «это порядок, организованный самими людьми». В переводе с древнегреческого «анархия» означает «безвластие», «безначалие» и представляет собой общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.
Это жизнеспособная идея верит в силу людей самоорганизовываться. Это не «беспорядок» и «хаос», как нас стращали и отвернули от этой идеологии в начале ХХ века. Анархия — это порядок без какого-либо доминирования, порядок без власти, порядок без государства.
Этот порядок возник задолго до появления государства. И был первым опытом человеческой самоорганизации. Многим сейчас кажется, что жизнь немыслима без государства, которое должно организовать людей, их жизнь, труд, досуг и т.д. Хотя раньше, все это они делали сами для себя и для своего удобства. Но теперь они отвыкли от этого, перепоручив ответственность за свою жизнь президентам, министрам, депутатам, губернаторам и акимам.
Задача местного самоуправления сейчас состоит в том, чтобы вернуть людям навыки организовывать свою жизнь в соответствии со своими интересами и нуждами.
Для анархистов — анархия и самоуправление — синонимы. Древние человеческие общества были самоуправляющимися. Не было госаппарата, чиновничества, а работа по управлению, самоорганизации велась на общественных началах и не оплачивалась. Афины и Рим были самоуправляющимися республиками. И в этом смысле анархия близка с прямой демократией.
Высшая форма принятия решений при анархии это общее собрание людей. Выходит, кыргызы исторически были прирожденными анархистами, которые с древнейших времен, с X века до н.э., как считают древнекитайские летописи, жили без государства! Вот, где оказываются наши корни.
Понимание неуемной жажды к свободе нашего народа, без которой не понять его истории и то, что происходит сейчас. Это как же надо было потерять за последние 200 лет свое историческое прошлое, наследие, багаж, ценности и традиции? И к чужой жизни не привыкли, все время тянет в ратное прошлое. В то же время и многое проясняет и объясняет в нашей сегодняшней общественно-политической действительности. И может радикально изменить концепцию нашей истории и концепцию развития нашего общества!
Правила комментирования
comments powered by Disqus