Алма-Ата хочет быть гуманитарным хабом
Ситуация в Афганистане и предложения по ее урегулированию стали общей темой в выступлениях лидеров государств Центральной Азии на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Киргизия готовы возобновить экономическое сотрудничество с Кабулом. Таджикистан настаивает на создании инклюзивного правительства, соблюдении прав женщин и призывает мировое сообщество содействовать прекращению блокады Панджшера – региона проживания афганских таджиков, который продолжает оказывать сопротивление власти запрещенного в РФ «Талибана».
Страны Центральной Азии наперебой заявляют о готовности помочь Афганистану преодолеть изоляцию, политический и экономический кризис, в котором страна оказалась после захвата власти движением «Талибан».
По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, в этих предложениях есть как чисто имиджевые моменты, так и практические. Например, Узбекистан, по словам президента Шавката Мирзиёева, возобновил поставки нефтепродуктов, электроэнергии и продовольствия в Афганистан. «В нынешний непростой период нельзя допустить изоляции Афганистана, оставить его наедине с имеющимися большими проблемами», – отметил узбекский лидер с трибуны ООН.
Накануне стало известно, что Узбекистан передал Афганистану 1300 т гуманитарного груза: муки, продуктов питания, предметов первой необходимости, медикаментов и одежды. Но взаимодействие с Афганистаном осложняется из-за ограничений, вызванных пандемией. Их отмена, как сообщил спецпредставитель президента Узбекистана по Афганистану Исматулла Иргашев, зависит не только от улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Афганистане, но и от того, как быстро в этой стране будут созданы органы власти. Временные институты, по его словам, были созданы, чтобы не допустить коллапса и окончательного разрушения государства.
Старший научный сотрудник сектора Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин сказал «НГ», что Афганистан для Узбекистана имеет особое значение – слишком много было вложено в проекты политического и экономического капитала. Это и действующая железная дорога до Мазари-Шарифа, и проекты других транспортных маршрутов как в Афганистане, так и через него в страны Южной Азии. Сейчас их реализация подвисла.
«За последние два месяца ситуация изменилась кардинальным образом, и говорить о том, что можно найти инвесторов под проект дороги из Мазари-Шарифа до Пешавара, не стоит. Узбекское правительство с 2018 года предпринимало попытки выстроить межафганский диалог, предоставляя переговорную площадку. Ташкент занимал сбалансированную позицию, чтобы вне зависимости от того, как будет складываться ситуация в Афганистане, иметь возможность продвигать свои проекты. Тем более «Талибан» заинтересован в реализации крупных экономических проектов. Но сегодня не так много инвесторов, которые готовы поддерживать их. Узбекистан один из них», – отметил Притчин.
Позицию Таджикистана на Генсессии ООН представил министр иностранных дел Сироджиддин Мухриддин. Он подчеркнул необходимость предоставления скорой гуманитарной помощи народу Афганистана и обеспечения прав женщин на образование. Глава МИД Таджикистана призвал «Талибан» создать инклюзивное правительство с участием представителей всех этнических групп, в том числе таджиков, составляющих, по оценке Душанбе, 46% населения этой страны.
Особое внимание он обратил на тяжелое положение населения таджикской провинции Панджшер в Афганистане, где «талибы подвергают мирное население пыткам и истязаниям». Мухриддин призвал международные организации как можно скорее остановить беззаконие, оказав содействие открытию дорог для предоставления гуманитарной помощи жителям Панджшера и других регионов Афганистана.
«Таджикистан отказывается от сотрудничества с «Талибаном» из-за того, что таджикская этническая группа оказалась вне правительства. При этом надо помнить, что у Таджикистана самая протяженная граница с Афганистаном и он наиболее из всех стран региона уязвим, в случае если отношения с Кабулом испортятся. Поэтому Душанбе диалог с «Талибаном» нужен», – считает Притчин.
«Вопрос безопасности в Центральной Азии выходит на первый план из-за ситуации в Афганистане», – заявил президент Киргизии Садыр Жапаров в своем видеопослании на сессии Генассамблеи ООН, и предложил провести в будущем году форум «Центральная Азия – ООН». Эвакуированным из Кабула офисам международных организаций он предлагает место в Бишкеке. «У Киргизии нет границы с Афганистаном, но опыт баткенских событий (1999–2000 годы, когда боевики пытались пройти через Киргизию в Узбекистан) показывает, что республика уязвима», – отметил Станислав Притчин.
Свой интерес у Казахстана. Прежде всего речь о поставках зерна и муки. Нур-Султан уже подтвердил, что экспорт сохранится в полном объеме. Кроме этого, Казахстан выступил с инициативой создать в Алма-Ате хаб для переброски гуманитарных грузов в Афганистан. «Это вечное и традиционное стремление Казахстана быть в центре событий. Казахстан частично теряет ту международную инициативность, которая раньше присутствовала в его внешней политике.
В частности, председательствовать в ОБСЕ, быть непостоянным членом Совета Безопасности ООН, выступить с миротворческими инициативами по Украине, российско-турецкому конфликту, Нагорному Карабаху, ядерной проблеме Ирана, по Сирии. Посредничество не всегда получалось эффективным, но обычно громко звучало. Теперь мы видим очередную попытку Казахстана привлечь к себе повышенное внимание, при том что с географической и логистической точки зрения для переброски грузов в Афганистан более удобен узбекский Термез», – сказал «НГ» Князев.
По мнению экспертов, в странах Центральной Азии понимают, что «Талибан» пришел надолго, однако это не означает его признания. Но выстраивать с ним отношения надо, поскольку из-за того, что остановлено транспортное сообщение с Афганистаном и через его территорию, страны Центральной Азии несут экономические убытки.
Правила комментирования
comments powered by Disqus