27 сентября 1996 года боевики радикального движения «Талибан»* в первый раз без боя захватили Кабул. В ноябре 2001-го года они сами без боя оставили столицу Афганистана, чтобы 25 лет спустя — в августе 2021-го — занять ее, не встретив сопротивления, и стать новой старой властью в стране. Что не так с афганской столицей — почему за нее отказываются сражаться? — разбирался автор «Ферганы» Александр Рыбин.
Источник: Кабул берется без боя
Не талибы первые
Первый раз в современной истории Кабул пришлось брать советским войскам. Это происходило в рамках операции по свержению афганского правителя Хафизуллы Амина — 27 декабря 1979 года. Вообще-то Амин сам попросил советское правительство направить ему военную помощь после того, как стал руководителем Афганистана в результате государственного переворота в сентябре того же года. В ноябре Амин попросил СССР отправить советских военных для охраны его дворца, а месяц спустя эта советская охрана штурмовала дворец Амина — афганский правитель был убит, вместо него Москва сделала новым правителем страны Бабрака Кармаля.
В день штурма, 27 декабря, различные подразделения советской армии заняли ключевые объекты афганской столицы, чтобы избежать возможного мятежа проаминовских сил. Десантники и спецназ КГБ блокировали самые боеспособные афганские части, дислоцированные в Кабуле, местами пришлось подавлять сопротивление — не слишком ожесточенное. Основные потери, до 250 человек с обеих сторон убитыми — большинство с афганской стороны, имели место во время штурма дворца Амина, в целом столица перешла под контроль советской армии без особых проблем.
Следующее взятие Кабула состоялось в апреле 1992 года. В феврале 1989-го закончился вывод советских войск из Афганистана. Режим просоветского лидера Мохаммада Наджибуллы смог продержаться три года. Причем, противостоять ему пришлось не только антиправительственным боевикам — моджахедам. Правительство Наджибуллы противостояло мятежникам, которых открыто поддерживали разными способами Пакистан и США. То есть, власти Демократической Республики Афганистан, как тогда называлась страна, противостояли более сильному врагу. И это сопротивление продолжалось целых три года.
Поражение произошло после того, как наследница СССР — Россия отказалась поставлять боеприпасы и топливо афганской армии. В середине апреля 1992-го года 38-летний генерал правительственных сил Абдул-Рашид Дустум, чьи части были дислоцированы в афганской столице, устроил мятеж против Наджибуллы.
По обоюдной договоренности между полевыми командирами антиправительственных сил и Дустумом тогда же в апреле начали без боя входить в Кабул моджахеды. Наджибулла со своим братом Шахпуром Ахмадзаем к тому времени укрылся на территории представительства ООН. Свергнутый президент попытался покинуть страну на самолете ООН, но ему воспрепятствовали узбекские бойцы Дустума. В итоге Наджибулла и его брат остались в афганской столице — в представительстве международной организации.
Талибы приходят...
Кабул после прихода моджахедов был поделен на зоны влияния. И очень скоро эти зоны, имевшие отчетливый этнический характер, окрасили кровью свои границы — началось вооруженное противостояние между различными группировками. Так продолжалось четыре года. Непрерывные бои привели к катастрофическому разрушению города и чудовищному обнищанию населения.
Сам Афганистан был также поделен на зоны влияния различных полевых командиров. Появились так называемые Дустумистан — регионы на севере страны, которые контролировали силы Дустума, Масудистан — регионы к северу от Кабула, населенные преимущественно таджиками и контролировавшиеся полевым командиром Ахмад Шахом Масудом. И другие подобные станы.
Афганцы не могли спокойно перемещаться внутри своей страны, их грабили различные группировки на дорогах, боевики накладывали на них свои, просто выдуманные, не регламентированные законами, пошлины и налоги, а если боевику захотелось, то он мог просто застрелить или взорвать безнаказанно гражданского афганца. Общественные и государственные институты за эти четыре года деградировали невероятно. То же самое происходило в то время в Таджикистане, где происходила масштабная гражданская война. Афганцы бежали в Таджикистан, таджикистанцы — в Афганистан, однако сталкивались с тем же, отчего бежали.
В то же время на юге Афганистана появился жестокий, но сравнительно справедливый «Талибан». Это националистическое пуштунское движение, руководимое муллами, которые имели весьма ограниченное и своеобразное представление об исламе. Вождем движения являлся мулла Омар.
Талибы постепенно, но верно наращивали влияние среди афганского, пуштунского прежде всего, населения. Они устанавливали хоть и суровые, но ясные нормы для общества. В итоге, когда они укрепились на юге, в пуштунских областях Афганистана, талибы довольно быстро стали продвигаться на север страны.
26 сентября 1996 года таджики Масуда без боя оставили Кабул. 27 сентября в город вошли талибы, к ним присоединились местные пуштунские формирования. Столица перешла под полный контроль «Талибана». Первое, что сделали радикалы, заняв столицу — ворвались на территорию представительства ООН и захватили бывшего афганского президента Наджибуллу. Его жестоко пытали и в итоге убили. Тело Наджибуллы вывесили на общественное обозрение перед бывшим президентским дворцом.
Спустя пару лет талибы смогли прочно занять районы вдоль границ постсоветских республик Центральной Азии. С ними пытался договориться тогдашний президент Узбекистана Ислам Каримов. Однако талибы не захотели договариваться. В итоге Узбекистан стал активно поддерживать вооруженные формирования Дустума.
Талибы уходят... и возвращаются
Спустя 5 лет властвования на большей части Афганистана «Талибан» был довольно быстро разгромлен отрядами того же Дустума, ополченческими формированиями таджиков, пуштунов и хазарейцев. Талибы без боя оставили Кабул в ноябре 2001 года — американцы успели нанести всего несколько авиаударов по их важнейшим объектам в городе.
Почему это произошло?
Как мне рассказывали очевидцы событий: афганцы просто устали за пять лет от жестокости радикалов. Поэтому не желали их поддерживать. А сами талибы за пять лет не создали полноценного государства. Скорее страна под их властью представляла собрание феодальных княжеств. И эти «княжества» не могли эффективно сопротивляться вторжению высокотехнологичной армии, поддерживающей местные формирования, которые противостояли радикальному движению.
Впрочем, за 20 лет не смогли создать в Афганистане дееспособное государство и США с их афганскими союзниками. Итог печален. Как только иностранные войска прекратили поддерживать афганскую правительственную армию, она начала рассыпаться, военные без боя сдавались наступающим талибам, чиновники покидали свои учреждения и отправлялись в Кабул, либо пытались удрать за границу.
Как рассказал мне глава афганского бюро журнала The Wall Street Journal Ярослав Трофимов, уже в июне 2021 года он занялся эвакуацией сотрудников своего бюро, потому что захват афганской столицы радикальным движением стал очевиден. Ему пришлось заниматься организацией вывоза из страны 80 человек, работавших в штате журнала представителей разных национальностей — часть граждан Афганистана удалось в итоге вывезти в Украину, других — в Мексику. Сам Трофимов был в Кабуле, когда туда 15 августа входили без боя талибы. За сутки до появления в столице боевиков, он понял, что ситуация резко меняется — на его глазах своих военных и дипломатов собирали и вывозили в кабульский аэропорт Великобритания и Канада. Трофимову удалось укрыться на территории итальянского посольства и затем на итальянском военно-транспортном самолете покинуть Кабул.
По его словам, нынешняя ситуация в Афганистане гораздо благоприятнее для иностранных журналистов, чем для местных жителей. От себя добавлю, неблагоприятная ситуация для афганских граждан, создаваемая контролирующими ситуацию военными формированиями, предшествовала падению Кабула в апреле 1992 года, сентябре 1996, ноябре 2001... Жители столицы совсем не стремились поддерживать тех, кто должен был оборонять город — обычно они замирали в ожидании, как себя поведет новая власть, ведь у них не имелось серьезной мотивации защищать старую.
Правила комментирования
comments powered by Disqus