Закон о запрете пропаганды гомосексуализма, предложение лишать родительских прав за гомосексуальные отношения, заявления о нарушении прав человека... На фоне развернувшихся в России споров вокруг людей с нетрадиционной ориентацией StanRadar.com решил расспросить Александра (имя вымышленное), живущего Киргизии, о том, каково гею жить в среднеазиатской стране, - чего он боится и на что надеется.
StanRadar.com: Что произошло с тобой два года назад?
- Сотрудники финполиции Кыргызстана обвинили меня в распространении порнографии и сообщили о моей ориентации. Газеты с моим портретом продавались по всему Бишкеку. Я чувствовал себя ужасно. Тогда от меня отвернулись все, даже самые близкие люди. Родственники настроили маму против меня, посчитав позором то, что она воспитала такого сына как я. Самым ужасным в тот момент стало осуждение со стороны людей, которых я считал своей семьей.
После выхода газетной публикации автоматически появились проблемы на работе. Тогда я работал с детьми и их родители потребовали, чтобы меня уволили. Руководитель, которая не имела ко мне претензий, предложила уйти по собственному желанию.
Деньги закончились, пришлось возвращаться в родительский дом - вновь к разговорам и эмоциям.
Постепенно я кое-как "склеил" свою жизнь. Но периодически прошлое дает о себе знать, снова всплывают публикации и все начинается сначала. Единственный из родственников кто меня понял и принял - моя мама.
Когда всплывают подробности моей личной жизни, вновь начинаются проблемы на работе. Мои начальники опасаются слухов, связанных со мной и поэтому стараются меня уволить. Иногда мирно, иногда со скандалом, но периодически мне приходится менять места работы.
Гей-парад в Москве. Фото - Mail.ru
StanRadar.com: То, что сведения о твоей ориентации стали достоянием общественности как-то повлияло на другие сферы жизни, помимо работы и семьи?
- Да, аутинг серьезно повлиял на мою жизнь. Я был служителем церкви (одна из местных религиозных организаций протестанского толка - прим. StanRadar), когда все раскрылось. Ко мне подходили с вырезками из газет и спрашивали, не хочу ли я покаяться, ведь по церковным канонам я совершил грех, тем, что был геем. Меня отстранили от служения, сказали, что "я от дьявола и таким нет места рядом с божьими детьми".
Аутинг – англ. - публичное разглашение личной информации об ориентации или гендерной идентичности человека против его желания и согласия, что может быть расценено как нарушение закона.
Каминг-аут – англ. Дословно - «выйти из потемок». Термин применяется преимущественно по отношению к лесбиянкам, геям, бисексуалам и транссексуалам, которые перестали скрывать от окружающих свою сексуальную ориентацию.
В большинстве своем люди, которые меня знали давно, восприняли новость спокойно. Удивительно, но мои одноклассники встречали меня на улице и старались поддержать и успокоить. Те же, кто отвернулся, просто опасались за себя, думая, что меня преследуют и связываться со мной опасно.
StanRadar.com: Тебя и на самом деле преследовали?
- Родители моего любимого человека, парня, с которым я тогда встречался, тоже увидели наши с ним фотографии в газете и прочитали статью. Отец избил его и запер дома. После этого я понял, что мне просто опасно строить личную жизнь. Пострадать могу не только я, но и дорогие мне люди.
С кем бы я не знакомился, тут же в его окружении находились люди, которые читали газеты. Я понял - прошло слишком мало времени, некрасивая история еще не забылась.
Когда в газетах вышли статьи с моим именем и фото, мне хотелось встретиться с людьми, которые одним простым действием изменили мою жизнь. Я хотел, чтобы они почувствовали тоже, что и я, чтобы и их мир разрушился как карточный домик. Чтобы они испытали это и поняли, что нельзя поступать с людьми так, как поступили они.
Сейчас прошло время, злости или жажды мести не осталось. Чувства угасли, я стараюсь забыть случившееся. Это как вечный вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?». В моем случае, он звучит как «есть ли жизнь после публикации в газете». Сейчас я точно знаю - есть. Вполне нормальная жизнь, если на этом не зацикливаться и идти дальше.
Первая лесбийская свадьба в Казахстане. Фото - Bigpicture.ru
StanRadar.com: Каким ты видишь свое будущее в Кыргызстане?
- Четких планов у меня нет. Одно я знаю точно, здесь не останусь - надо уезжать. Пока думаю о Европе, но это только мечты. Денег и знакомых, которые могли бы помочь, у меня нет. Уеду из Кыргызстана и на новом месте попробую начать жить сначала.
StanRadar.com: Как ты думаешь, как в Кыргызстане будет меняться ситуация с правами представителей ЛГБТ-сообщества?
- Станет хуже. Этому есть несколько причин. Во-первых, после вывода американской авиабазы «Манас» в Кыргызстане усилится позиция России. Ничего хорошего для ЛГБТ эта ситуация не предвещает. Ведь наши чиновники и так копируют законы Российской Федерации, а с усилением ее влияния, вообще станут на них молиться.
ЛГБТ – (аббревиатура от Лесбиянки, Геи, Бисексуалы, Транссексуалы). Группа людей, объединяющихся на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности, большинством общественных организаций и СМИ в Соединенных Штатах и некоторых других англоязычных странах, а позже в большинстве стран мира.
Во-вторых, в стране растет количество людей, заявляющих о себе как о приверженцах определенного религиозного направления. Среди признаков их веры - нетерпимость и не принятие людей с иной сексуальной ориентацией.
Что касается внутренних факторов, то я выделил бы два основных. И оба они говорят об ухудшении ситуации. Первое – в Кыргызстане развалилась самая сильная организация, которая занималась правами ЛГБТ – «Лабрис». Там работали настоящие профессионалы, сейчас остались какие-то отголоски их деятельности, которые со временем сойдут на нет.
Второе – был создан прецедент безнаказанности. Тех сотрудников финпола, которые меня подставили, потом преследовали и пытали, так и не наказали, они по-прежнему работают. Представители ЛГБТ-сообщества при этом молчали - боялись разоблачения и преследования. Их решение я понимаю, но одобрить никак не могу.
StanRadar.com: В кыргызстанских законах нет ни слова о том, что люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией чем-то хуже остальных. Почему, по-твоему, на них "давят"?
- В Кыргызстане быть геем – не то же самое, что в Европе. Там к нам относятся спокойно, без страха или отвращения. Здесь преследование и давление имеет неофициальные формы, проявляясь скрыто.
Количество кыргызстанцев, которые относятся к ЛГБТ нейтрально, и тех, которые негативно - примерно равно. Но со СМИ и правоохранительными органами – беда. Пресса формирует впечатление о том, что ЛГБТ – это плохо и грязно. Люди в погонах вымогают деньги, угрожая расказать всем о твоей ориентации.
У нас действительно не ведется открытого преследования ЛГБТ, как в других республиках. Порой я думаю, что лучше бы давление было открытым. Тогда притеснение хотя бы оправдывалось законом. А у нас человека изобьют, обворуют и закон его не защитит, но и не оправдает. Наши правоохранительные органы должны защищать всех вне зависимости от цвета кожи, национальности или ориентации от преступников, но вместо этого выполняют в отношении нас карательные функции.
В Кыргызстане лучше быть террористом, чем геем. Террориста, убившего десятки человек, будут охранять, его не отдадут толпе. За безобидного гея никто не заступится – ни закон, ни толпа, ни такие же как он.
Автор: Камилла Алиева, специально для StanRadar.com
Правила комментирования
comments powered by Disqus