Страна стоит перед выбором — пожертвовать в перспективе огромными налоговыми поступлениями от биткойн-майнеров или решить энергетические проблемы за счет атомной электростанции.
Согласно данным Financial Times, в этом году в Казахстан из Китая завезли почти 88 тыс. машин для майнинга. Это случилось после запрета Пекином деятельности в сфере крипто-добычи.
Исход майнеров из Китая в Казахстан спровоцировал проблемы в энергосети страны. Министерство энергетики сообщило о резком росте потребления энергии из-за майнеров биткоина. Существенное увеличение спроса спровоцировало дефицит на внутреннем рынке, что привело к перебоям поставок электроэнергии в нескольких регионах.
Между президентских строк
Президент Токаев на встрече с представителями финансового сектора 19 ноября заявил, что по его мнению, строительство АЭС поможет снизить нагрузку на электрическую инфраструктуру страны:
«Заглядывая в будущее, нам придется принять непопулярное решение о строительстве атомной электростанции», — сказал он.
Токаев напрямую не связал это предложение с наращиванием мощности для майнинга биткойнов. Однако отказ от поддержки майнеров ставит под угрозу предполагаемые налоговые поступления в размере 1,58 млрд долларов, которые эти майнеры могут представить.
При этом нехватка электроэнергии уже вынудила компанию Xive покинуть Казахстан. Дидар Бекбау, соучредитель Xive, сказал в твитте 25 ноября, что ему пришлось закрыть майнинговую ферму своей компании из-за «ограничения подачи электроэнергии из сети».
Little sad to shut down our mining farm in south KZ. Last container is ready to be sent. So much work, people, hopes are ruined. Country risk played out pic.twitter.com/J8ZMg6GeUI
— Didar (@didar_bekbau) November 24, 2021
На той же встрече с банкирами Токаев высказал свое мнение о текущем состоянии криптовалютной индустрии страны. В целом подтвердив, что на майнинг государство возлагает большие надежды.
«Криптовалюты — объективный фактор, который нельзя просто игнорировать. Необходимо четко оценить их потенциал влияния на текущую финансовую систему.
Следует возобновить работу по формированию сбалансированной нормативной среды для создания криптовалютных бирж в стране. В противном случае получается, что мы занимаем второе место в мире по добыче биткойнов и практически не видим финансовой отдачи», — сказал президент.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 50 зарегистрированных крипто-майнинговых компаний и неизвестное количество незарегистрированных.
Решение о строительстве атомной электростанции является серьезным для страны, которая пострадала от ядерных испытаний на своей территории в советское время.
Кстати, единственная АЭС Казахстана закрылась в 1999 году. Речь идет о первом в мире опытно-промышленном реакторе. Он был введен в эксплуатацию в 1973 году в Актау. Эквивалентная мощность 350 МВт, фактическая — 150 МВт. Его использовали для отопления и опреснения воды. Остановка реактора связана с выделением США средств на новое опреснительное и отопительное оборудование, а также утилизацией оставшегося топлива.
На сегодняшний день реакторная установка БН-350 входит в состав «Мангистауского атомного-энергетического комбината». Она не работает, но ее содержание обходится в 1,2 млрд тенге в год, которые входят в тариф за электроэнергию.
По последней информации, была договоренность с компанией «Росатом» о демонтаже реактора в 2020 году, но видимо, в связи с пандемией этот вопрос отложили на неопределенный срок.
Правила комментирования
comments powered by Disqus