1. Движение «Талибан»* у власти в Афганистане – как это видится из Душанбе?
Приход к власти в Афганистане талибов* в 2021 году стал одним из ключевых событий для Таджикистана. Как мне кажется, происходящее позволило Душанбе поднять значимость страны в глазах внешних партнеров. У Таджикистана с Афганистаном самая протяженная граница, так что при негативных сценариях развития событий Таджикистан первым примет на себя риски, связанные с ситуацией у соседей.
После смены власти в Кабуле активизировалась и работа по линии ОДКБ: активно идет укрепление границ, поставляется вооружение, проходят учения и усиливается потенциал 201-й российской военной базы в Таджикистане.
2. Последствия пандемии – как Таджикистан восстанавливал экономику?
Таджикистан, как и большинство стран мира, продолжает ощущать последствия пандемии. Особенно это коснулось сокращения миграционных потоков и, как следствие, объема денежных переводов.
Однако Таджикистан, в отличие от соседей, довольно быстро восстанавливает свои позиции на российском рынке труда. Так, падение доходов страны пришлось на середину 2021 года, а ближе к концу года показатели приблизились к «допандемийному» уровню. Это можно объяснить несколькими причинами. Основная – небольшой срок локдауна. Таджикистан одним из последних среди стран Центральной Азии закрыл свои границы. Саму проблему коронавируса в Душанбе не признавали до последнего. Кроме того, Таджикистан одним из первых снял ограничения внутри страны и открыл границы.
Денежные переводы граждан Республики Таджикистан, по некоторым оценкам, составляют около 30% ВВП страны, поэтому восстановление миграционных потоков положительно сказалось на экономике.
Коронакризис повлиял на изменение подходов к системе здравоохранения Таджикистана – можно ожидать увеличения финансирования как из государственного бюджета, так и по линии международных программ. Важной составляющей стали поставки вакцины в качестве гуманитарной помощи от России, Китая и по линии ВОЗ.
3. Протесты в ГБАО
В ноябре 2021 года произошел очередной конфликт в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Подобные вспышки и конфликтный потенциал в регионе присутствовали всегда, каждый раз они влияют на уровень социальной напряженности в Таджикистане в целом.
Памирцы всегда отличались независимыми настроениями, но после окончания Гражданской войны в Таджикистане и c последующим сближением Таджикистана с Китаем недовольство политикой Душанбе обострилось.
В ГБАО очень мало земли, пригодной для сельского хозяйства, но территория богата полезными ископаемыми. На сегодняшний день в ГБАО обнаружены запасы более 200 месторождений полезных ископаемых – золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, вольфрама и т.д.
Другой аспект заключается в том, что объявление о строительстве базы для спецназа МВД Таджикистана на деньги КНР в ГБАО насторожило местное населения. Памирцы опасаются передачи земли КНР и того, что Китай останется на территории Таджикистана надолго.
После осеннего конфликта в ГБАО правительству Таджикистана пришлось подключать дополнительные ресурсы для разрешения ситуации, но протестный потенциал остался.
4. Пограничные конфликты с Кыргызстаном
Перманентные конфликты Таджикистана с Кыргызстаном начались после распада СССР. Нехватка земли и воды при росте населения приводила к столкновениям, которые иногда заканчивались применением оружия с двух сторон и человеческими жертвами.
Серия конфликтов в 2021 году еще больше ухудшила отношения граждан Таджикистана и Кыргызстана, проживающих на приграничных территориях. А перекрытие дорог вновь поставило перед правительством Таджикистана вопрос о логистическом тупике, из которого необходимо искать выход. Не самые простые отношения Таджикистана с Кыргызстаном на сегодняшний день компенсируются хорошими отношениями РТ с другим государством в регионе – Узбекистаном, но проблемы это не решает.
Риски перекрытия границ между Кыргызстаном и Таджикистаном влекут за собой дефицит части экспортируемых товаров, в первую очередь, ГСМ.
5. Фоновые процессы в Таджикистане (но не менее важные)
Есть несколько фоновых событий, которые не сыграли ключевой роли в развитии страны в 2021 году. Тем не менее их нужно затронуть, чтобы представить полную картину происходящего в Таджикистане.
· Проблемы энергоснабжения и строительство ГЭС
Ситуация с дефицитом электроэнергии в стране повторяется из года в год, но по настоящий момент показатель не достиг критических значений. Таджикистан, насколько мне известно, даже выполняет свои обязательства по поставкам энергии в Афганистан, несмотря на понятные проблемы платежеспособности новой власти в Кабуле.
Если сравнивать показатели 2008 года и 2021 года, то сегодняшний дефицит электроэнергии полноценным кризисом не считается. В стране существует энерголимит и он, безусловно, влияет на качество жизни граждан и экономику страны.
Кроме того, Узбекистан и Таджикистан обсуждали строительство двух ГЭС в бассейне реки Зарафшан. Мощность Яванской ГЭС, по некоторым оценкам, может составить 140 мегаватт с выработкой 700-800 миллионов киловатт-час электроэнергии. Мощность второй ГЭС на реке Фандарья может составить 135 мегаватт с выработкой 500-600 миллионов киловатт-час электроэнергии.
· Саммиты ШОС и ОДКБ, которые прошли в Душанбе в 2021 году
Встречи и переговоры на высоком уровне показали готовность Таджикистана следовать взятым на себя обязательствам в рамках ШОС и ОДКБ. С той же инициативностью выступает Душанбе за развитие сотрудничества с основными внешними партнерами – Россией и Китаем.
· Рост религиозного фактора, несмотря на все ограничения
В Таджикистане в последние годы нарастают противоречия между официальной политикой по религиозному фактору и ситуацией «в поле». С одной стороны, власти не поощряют внешние проявления религиозности, ношения мусульманской одежды, проведения религиозных обрядов и др. С другой стороны, из года в год количеством верующих в стране увеличивается, и этот тренд продолжится.
Правила комментирования
comments powered by Disqus