Не пассивно ждать, когда работодатель соизволит улучшить условия труда и повысит зарплату, а активно добиваться этого. Только таким способом при капитализме можно обеспечить себе более или менее достойное существование. Эту истину всё отчётливее начинают осознавать жители республик Центральной Азии. На днях акции протеста прошли на крупных предприятиях Киргизии и Казахстана — Кадамжайском сурьмяном комбинате и Павлодарском филиале Казахстанской промышленно-строительной компании.
КАДАМЖАЙСКИЙ комбинат, расположенный в Баткенской области Киргизии, можно без преувеличения назвать уникальным производством. Он был построен в 1936 году, спустя всего пять лет после обнаружения на территории республики месторождения сурьмы. Для Советской страны это был вопрос государственной важности. Дело в том, что в Российской империи отсутствовало производство сурьмы, чьи соединения используются при изготовлении кабелей, электродов и аккумуляторов, красок, в станкостроении, типографском производстве, а также в военной промышленности. Как результат Россия в начале XX века вынуждена была ежегодно ввозить из-за границы около тысячи тонн сурьмы.
Запуск Кадамжайского комбината полностью избавил Советское государство от необходимости импортировать это сырьё. Более того, на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году произведённая в Киргизии сурьма получила Большую золотую медаль и была признана эталоном качества (содержание чистого металла в продукции комбината достигало 99,9999%). Предприятие являлось одним из крупнейших в мире в своём роде (10% мирового производства сурьмы): выпускавшиеся ежегодно 17 тысяч тонн продукции не только покрывали потребности СССР, но и экспортировались в 44 государства мира.
После развала Советского Союза для Кадамжайского сурьмяного комбината настали нелёгкие времена. Отсутствие грамотного управления, износ производственной базы и откровенные хищения привели к тому, что предприятие, являвшееся гордостью Киргизии, стало убыточным и было выставлено на торги. Контрольный пакет акций по результатам тендера был выкуплен казахстанской компанией «АТФ-Инвест».
Новые владельцы провели частичную модернизацию оборудования, однако до былого процветания комбинату далеко. По итогам прошлого года выпущено менее одной тысячи тонн продукции. На предприятии трудятся 550 человек — почти в десять раз меньше, чем в советские годы. Да и условия труда оставляют желать лучшего.
Это подтвердили недавние события. 12 сентября рабочие комбината написали коллективное заявление об увольнении, а спустя несколько дней отказались выходить на работу и выступили с обращением к руководству Киргизии. По словам работников, их зарплата на сегодняшний день является наименьшей в горно-металлургической промышленности республики и составляет всего 9 тысяч сомов (6 тысяч рублей). Кроме того, рабочие напомнили о вредных условиях производства. Как говорится в обращении цехового комитета, «инвесторы морочат голову коллективу тем, что производство убыточное». В то же время, подчёркивают работники, себестоимость одной тонны сурьмы составляет 8500 долларов, а реализуется она по цене 10200 долларов. Ежемесячная прибыль предприятия, таким образом, составляет более 400 тысяч долларов.
Председатель правления комбината Манатбек Бахтыбеков на встрече с рабочими 13 сентября попросил дать пятидневный срок для рассмотрения требований коллектива. В ходе повторной встречи, состоявшейся 18 сентября, руководство предприятия пообещало повысить зарплату на 10%. После этого работа на комбинате возобновилась, однако люди не исключают возобновления забастовки, если обещания не будут выполнены.
На крайние меры вынуждены были пойти и рабочие филиала Казахстанской промышленно-строительной компании в городе Павлодаре. 120 человек вот уже полгода не получают заработанных денег. Задолженность по зарплате достигла 16 миллионов тенге (3,3 миллиона рублей). Руководство компании обещало выплатить зарплату к 1 сентября, однако люди денег так и не увидели. По словам начальства, во всём виноват головной офис, не перечисляющий средства. Коллектив, которому надоело слушать отговорки, в полном составе прекратил работу и обратился в областную прокуратуру.
Вкусив за двадцать с лишним лет «прелестей» рыночной экономики, рабочий класс Центральной Азии всё чаще прибегает к инструменту забастовки. Зачастую это единственная возможность достучаться до руководства и заставить прислушаться к своим требованиям.
Правила комментирования
comments powered by Disqus