Продолжим освещение дискуссии участников круглого стола: «Внешнеполитические перспективы и вызовы КР в 2022 году», организованного в Бишкеке общественным фондом «Евразийское поколение» в партнерстве с Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.
Турции одна дорога – в ЕАЭС…
По словам политолога Табалды Акерова, тюркские республики могут оказать содействие сближению Москвы и Анкары: «Если Турция признает реальные торгово-экономические перспективы ЕАЭС и будет ориентироваться на интеграционные процессы в рамках союза».
В свою очередь, системный аналитик, историк и экономист Бактыбек Саипбаев уверен, что в обозримой перспективе Турция присоединится к евразийской интеграции, т. к. иного пути у нее просто нет. «Когда в мире идут тектонические геополитические процессы, формирующие крупные региональные союзы и блоки, Россия должна встать во главе сборки евразийских территорий. В евразийский блок в будущем может войти и Турция, потому что с точки зрения экономики ей прямая туда дорога, т. к. свои товары она продаёт преимущественно на рынках ЕАЭС», – пояснил он.
Как отметил экс-советник премьер-министра КР, исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата», эксперт по вопросам интеграции Кубат Рахимов, порядка 40% населения Турции крайне позитивно смотрят на сближение с Россией и Китаем.
«Турция, которую многие воспринимают, как некий монолит, имеет внутри себя несколько различных векторов развития. Другой вопрос, какие шаги, позиционируя себя региональным игроком, она предпринимает в нашей стране. Сегодня, например, Анкара осуществляют уже третью по счету попытку перехватить Торгово-промышленную палату Кыргызстана. Для нас это большой риск, т. к. разворот даже одной единственной бизнес-ассоциации может оказаться неприятным сюрпризом в отношениях с другими странами, поэтому я призываю быть осторожными в этом плане и не рисковать тысячами многолетних связей с партнерами по СНГ в угоду турецкой стороне», – отметил К. Рахимов.
ЕАЭС и Казахстан
Экономист напомнил, что 2022 год в ЕАЭС пройдет под председательством Кыргызстана и предложил максимально использовать возникшую возможность для наполнения наднациональной повестки. «Мы должны доказать, что наднациональные интересы союза могут соответствовать национальным интересам конкретных стран. На мой взгляд, интересы Кыргызстана и цели, обозначенные в Договоре о ЕАЭС, совпадают по всем ключевым направлениям. Кроме того, мы должны донести до широкой публики инициативы, которые генерировались в республике в контексте горных стран», – добавил он.
Эксперт по международным отношениям Д. Сыдыков считает председательство в ЕАЭС прекрасной возможностью предметно – с проектами конкретных решений – подойти к обсуждению «неудобных» вопросов, в том числе касающихся непростых отношений республики с ее северным соседом и союзником по евразийской интеграции.
«Казахстан нередко злоупотребляет тем, что географически Кыргызстан зависим от него в плане логистики – через казахскую территорию проходят основные потоки кыргызского экспорта и импорта. То, что уже несколько лет происходит на КПП «Ак-Тилек» – километровые колонны машин, которые по несколько часов не могут пересечь границу, подвергаясь неправомерным досмотрам с казахской стороны, – это неприемлемое нарушение норм евразийского объединения. Я поддерживаю все инициативы, которые озвучил наш президент – настаивать на практической реализации правил Союза 2014 года, поднимать вопрос об усилении судебных структур ЕАЭС, а также о расширении полномочий ЕЭК с целью предоставления им возможностей для защиты прав предпринимателей», – сказал Д. Сыдыков.
Безопасность: террористы и Афганистан
Говоря о январских событиях в Казахстане, дипломат выразил мнение, что они произошли по причине того, что власти республики были далеки от реалий своей страны и в итоге разрыв между бедными и богатыми спровоцировал социальный взрыв.
Однако не стоит игнорировать и тот факт, что мирными протестами воспользовались деструктивные силы, которые попытались реализовать свой сценарий. Как рассказал эксперт в вопросах безопасности, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, данные разведки подтвердили причастность к погромам в Казахстане боевиков, переброшенных в республику из Афганистана, а также «спящих ячеек», сформированных при участии внешних террористических группировок на казахстанской территории.
«Для организации беспорядков в Казахстане было переброшено не 20 тыс. человек, конечно, как говорят, но все равно достаточно большая группа боевиков. Они должны были осуществить заранее спланированную за пределами страны операцию. То есть эта ситуация показала, как третьи силы могут включиться во внутренний процесс и дестабилизировать государство. Это реальный риск для всех центральноазиатских республик. Сейчас происходит отток из Казахстана боевиков ультрасалафитского течения, часть из которых пытается осесть на нашей территории», – отметил ветеран спецслужб.
Он подчеркнул, что одной из ключевых угроз для Центральной Азии остается Афганистан, где укрепление вертикали власти происходит под влиянием различных геополитических игроков, каждый из которых решает свои стратегические задачи, которые могут быть связаны в том числе с планами по дестабилизации региона. «По оперативной информации, в течение последних 2-3 лет под контролем США и Турции с Ближнего Востока в Афганистан перебрасывались боевики ИГИЛ*, «Исламского движения Восточного Туркестана»* и других террористических группировок. И угроза их проникновения в регион сегодня крайне высока», – подчеркнул Ю. Погиба.
Оспорил этот тезис общественный деятель, эксперт по вопросам безопасности Токон Мамытов, который уверен, что большую опасность для Кыргызстана представляет его внутренняя религиозная ситуация.
«У нас голова должна болеть о своей организованной структуре «спящих ячеек», вооруженных идеями суррогатных извращенных течений ислама. Наш главный тревожный вопрос в плане обеспечения безопасности – это наша внутренняя религиозная ситуация, которая характеризуется религиозной безграмотностью. Поэтому перед государством стоит задача поднять уровень культуры и образования в целом и религиозного образования в частности», – подчеркнул Т. Мамытов.
Он также отметил, что стратегические подходы к развитию Кыргызстана должны учитывать не только прямое влияние внешних и внутренних процессов и непосредственные контакты с партнерами, но и воздействие жесткой, мягкой, умной, а также дискурсивной силы. «Если сотрудничество в рамках китайского проекта «Один пояс – один путь», как и интеграционные инициативы России, следует рассматривать с точки зрения экономических перспектив Кыргызстана, взаимодействие по линии ОДКБ – как гарантию безопасности, то с Тураном у нас может быть только гуманитарный союз», – подытожил эксперт.
* * *
Как неоднократно заявлял президент КР Садыр Жапаров, Бишкек намерен и впредь придерживаться традиционного курса во взаимоотношениях с внешними партнерами. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что Кыргызстан по-прежнему представляет геополитический интерес для многих игроков, и они не оставят попыток переформатировать позиции республики в вопросах международных отношений.
По некоторым данным, в этом году планируется подписание соглашения о сотрудничестве между КР и США, денонсированного в 2015 г. прежними кыргызскими властями. Вовлечь Бишкек в свою сферу влияния постарается и Анкара, устремления которой и морально, и материально поощряются западными партнерами, категорично настроенными «отбить» ЦА у России и Китая.