В предыдущей публикации - «NED: война на кыргызско-таджикском направлении» - мы рассказали, какое повышенное внимание уделяет Центральной Азии весьма интересная американская организация – Национальный фонд в поддержку демократии. Сегодня речь пойдёт о провокациях «клиентов» этого фонда.
Об кого обжегся «Кактус»
В начале февраля в Кыргызстане разгорелся нешуточный скандал. Прокуратура Первомайского района Бишкека возбудила уголовное дело против информагентства Kaktus Media за публикацию о конфликте на кыргызско-таджикской границе, случившемся 27 января.
Kaktus Media имело неосторожность перепечатать информационный вброс таджикского издания «Азия-Плюс» о том, что военнослужащие Кыргызстана первыми начали стрелять по позициям таджиков. Что собой представляет этот информресурс? Большинство кыргызстанцев считает, что это издание - чисто таджикистанское. Но это не совсем так, если учесть на чьи деньги существует издание.
Американский Национальный фонд в поддержку демократии (NED) в своих ежегодных отчетах указывает, что «Азия-Плюс» в рамках программы «Продвижение независимых СМИ в Таджикистане» получала гранты в размере 64 тысяч долларов в 2020 году и 95 тысяч 900 долларов - в 2021-м.
Публикация о стрельбе на границе - не единственный информационный вброс этого ресурса. 10 февраля «Азия-Плюс» публикует статью «С какими сложностями сталкиваются таджикские студенты в Кыргызстане?». Её автор утверждает, что студентов из Таджикистана в Кыргызстане якобы третируют - и именно после приграничных конфликтов. По сюжету публикации, анонимные таджикские студенты в своих интервью приводят примеры негативного и даже националистического отношения кыргызстанцев по отношению к ним.
В публикации один из якобы таджикских студентов рассказывает о Кыргызстане:
«Как и до конфликта, так и после встречались группы националистически настроенных людей, но они были настроены ко всем негативно, не только к таджикам. Как правило, это обычно молодые малообразованные или необразованные люди. Конечно, после конфликта таких групп стало чуть больше и отношение к таджикам изменилось в худшую сторону. До этой ситуации вообще не было разделения на нации, теперь стали часто обращать внимание на это. В этот раз было сложнее найти квартиру, мы старались избегать вопроса о национальности, были люди, которые могли сказать «мы таджикам не сдаем».
При этом автор не приводит никаких доказательств или хотя бы более конкретной информации: о месте, времени и обстоятельствах межэтнических инцидентов. А в конце статьи, по сути, подтверждает, что никаких доказательств у него нет: «При подготовке данного материала многие студенты отказались давать комментарии даже анонимно, они не хотят, чтобы то, что происходит на границе, как-то отразилось на их обучении».
Стоит отметить, что за последние несколько лет (если не считать приграничных кыргызско-таджикских конфликтов) в Кыргызстане не замечено ни одного скандала или доказанного факта проявления национальной нетерпимости по отношению к таджикам – местным, либо тем, которые прибывают из Таджикистана.
Если внимательно присмотреться к другим публикациям «Азия-Плюс», то можно заметить, что положительные публикации о Кыргызстане в этом издании - редкость. В большинстве случаев «кыргызская» тематика этого ресурса несет в себе негативный, ложный либо откровенно провокационный посыл. Сотрудники «Азия-Плюс» празднуют 25-летие своего издания.
Кто командует парадом
Основателем и главным редактором информагентства «Азия-Плюс» является Умед Бабаханов.
В советское время он служил военным переводчиком-арабистом на факультете восточных языков учебного центра военно-морской авиации в поселке Кача, что в 25 километрах от Севастополя. Стоит отметить, что военный переводчик – это кадровый офицер, который имеет доступ к секретам в том или ином войсковом соединении, а также хотя бы минимальные навыки в разведывательной службе.
С 1991 по 1997 годы Бабаханов работал корреспондентом в «Комсомольской правде» и одновременно публиковал свои статьи в американском информагентстве «Ассошиэйтед Пресс». В 2000-м он учредил свою медиагруппу «Азия-Плюс», которую, к слову, время от времени блокируют то в таджикском сегменте интернета, то в российском. К примеру, Роскомнадзор в 2019 году произвел блокировку сайта «Азия-Плюс» на территории России за пропаганду элементов суицида, а Служба связи Таджикистана в 2012-м блокировала «Азию-Плюс» за антиправительственные публикации.
Любопытная страница биографии: с 2014 по 2015 годы Умед Бабаханов проходил стажировку по программе «Стипендии Рейгана–Фасцелла по вопросам демократии». Эта программа, учрежденная Конгрессом США в 2001 году, была названа в честь двух покровителей NED - президента США Рональда Рейгана и члена палаты представителей американского Конгресса Данте Фасцелла.
Во время стажировки Бабаханов выступил с презентацией под названием «Вызовы стабильности в Таджикистане: парламентские выборы в контексте политического ислама и экономического кризиса в России». В этом докладе он представил развернутую информацию о Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и о давлении на нее со стороны таджикских властей. Умед Бабаханов поддержал ПИВТ и отметил:
«Чтобы избежать социальных волнений, таджикское правительство должно заручиться общественной поддержкой и вновь взять на себя обязательства по примирению с ПИВТ».
Стоит напомнить, что именно тогда, в 2015 году, Верховный суд Таджикистана объявил ПИВТ террористической организацией, запретив её деятельность на территории республики. Более того, ПИВТ включена в перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах-членах ОДКБ.
Как уже говорилось, NED намерен потратить внушительные денежные суммы на Центральную Азию. Но при этом, что примечательно, в программе фонда на 2022 год Кыргызстан не упоминается.
Причин, по которым Госдеп США исключил Кыргызстана из этого списка, может быть несколько. Во-первых, на территории КР работают ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ Фонду организации. Это, в частности: Американский центр солидарности трудящихся (ACILS), Центр международного частного предпринимательства (CIPE), Международный республиканский институт (IRI), Национальный демократический институт международных отношений (NDI). Все эти организации действуют в Кыргызстане давно, их деятельность нередко носит подрывной характер. И именно через них смогут получать гранты подконтрольные СМИ, НПО и активисты.
Во-вторых, в связи с тем, что NED явно намерен работать в таджикском направлении, приграничные проблемы Кыргызстана и Таджикистана в любом случае будут оставаться под пристальным вниманием спецслужб США. И для Кыргызской Республики именно этот вопрос на сегодняшний день является самым взрывоопасным.
Более подробно о работе NED на территории Кыргызстана мы расскажем в следующей публикации.
Правила комментирования
comments powered by Disqus