90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

«Мы ставим перед собой амбициозные цели – построение нового Казахстана»

12.04.2022 08:00

Политика

«Мы ставим перед собой амбициозные цели – построение нового Казахстана»

Указом президента РК Касым-Жомарта Токаева утвержден общенациональный план мероприятий по реализации политических и экономических реформ в стране. Документ также содержит поручения правительству республики: во-первых, обеспечить его неукоснительное и своевременное исполнение, во-вторых, на системной основе проводить среди населения информационно-разъяснительную работу по положениям, которые были озвучены в послании главы государства народу: «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» 16 марта нынешнего года.

Тогда он озвучил свое видение переустройства политической модели Казахстана, которое предусматривает реформирование конституционных законов, касающихся полномочий президента, порядка формирования и функций обеих палат парламента, партийного устройства и т. д.

«Мы ставим перед собой амбициозные цели – построение нового Казахстана. В прошлом году наша страна достигла важного рубежа – 30-летия независимости. За эти годы мы добились значимых успехов, которые можем потерять, если не сохраним единство. Потрясения начала года со всей очевидностью подтвердили это. Наш народ столкнулся с беспрецедентным вызовом, когда под угрозой оказалась целостность страны», – подчеркнул     К.-Ж. Токаев. 

Произошедшие события президент РК связал с коренной модернизацией системы управления, которая началась в стране с его приходом к власти. «Некоторым влиятельным лицам это не понравилось. Они рассчитывали продолжить свою многолетнюю незаконную деятельность», – сказал он.

Глава государства заверил, что все виновные в этих трагических событиях понесут наказание, какие бы должности и позиции в обществе они ни занимали: «Закон един для всех». Вместе с тем он выразил твердое убеждение, что Казахстану нужны кардинальные реформы. «Моим приоритетом на посту президента является проведение реформ, востребованных народом, но устойчивый прогресс и масштабные социально-экономические преобразования невозможны без политической модернизации. Поэтому предлагаемые сегодня инициативы решают две насущные задачи: содействуют последовательной демократизации и обеспечивают устойчивость и управляемость государства», – пояснил К.-Ж. Токаев.

Он подчеркнул, что это особенно важно на фоне происходящих внутри страны фундаментальных общественных сдвигов, а также нарастающей геополитической напряженности, назвав современную ситуацию по своему накалу, санкционному противостоянию и непредсказуемым последствиям для всего мира беспрецедентной.

* * *

Как отметил в беседе с «Ритмом Евразии» казахстанский политолог директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев, общественные запросы на реальные перемены в политике и экономике и на политическое участие граждан в жизни страны созрели уже давно. А с 2019 года, когда К.-Ж. Токаев был избран вторым президентом Казахстана, стали формироваться ответы на эти запросы.

«В 2019-2021 годах главой государства были инициированы четыре пакета политических реформ, которые, так скажем, соответствовали политической конъюнктуре того периода. Сейчас же у нас обозначился кардинальный переход к эволюционной трансформации политической системы. Для этого президентом было предложено более 30 конституционных поправок. Надо сказать, что это одно из самых содержательных и насыщенных посланий Токаева с точки зрения наполнения конкретными мерами», – отметил эксперт.

По его мнению, послание главы государства можно расценивать как начало строительства второй республики. «Подчеркну, что здесь нет никакой аналогии с Францией 19-го века. «Вторая республика» в условиях нашей страны – это идеологическая концептуализация реформаторского процесса с точки зрения формирования новой политической и государственной модели развития. Она предполагает институциональные преобразования и эволюционное совершенствование политической системы, ее «расконсервацию» и преодоление застоя, т. е. создание конкретной системы сдержек и противовесов между государственными институтами, между ветвями власти», – пояснил У. Сельтеев.   

Он подчеркнул, что предложенный президентом мартовский пакет реформ превзошел все общественные ожидания. Послание было воспринято позитивно даже в условно либеральном и оппозиционном лагере, а также среди общественных деятелей и политиков, которые к любым государственным инициативам относятся достаточно критически. По словам политолога, никто не думал, что властью будут услышаны и критические выступления на митингах и в социальных сетях, и жалобы и обращения граждан в регионах, и рекомендации аналитиков, политологов, социологов, экономистов.

«Но президент их все учел, и теперь общество ждет конкретных шагов по практической реализации предложенных им норм. Важно отметить, что весомым кредитом доверия со стороны казахстанского общества сегодня обладает только глава государства. За годы политического застоя окрепло неверие в институты власти. Не было доверия и к инструментам, через которые общество могло бы формировать свои запросы и выражать интересы. Поэтому очень важно, что сейчас все они начинают потихоньку работать, что мы это увидели еще до январских событий на примере закона о митингах. Но самое главное, что власть стала реагировать на инструменты гражданской активности и с их учетом принимать определенные решения», – подчеркнул политолог.  

Он отметил ключевые инициативы в послании Токаева: это  переход от суперпрезидентской к президентской форме правления, либерализация и модернизация избирательной системы, усиление парламента, а также создание реальных условий для развития многопартийности и политического плюрализма.

«Если говорить конкретно, о чем запланированные реформы, то это переход на смешанную пропорционально-мажоритарную избирательную систему. Это значит, что депутаты мажилиса будут избираться на 70% по партийным спискам, на 30% по одномандатным округам, на областном уровне – 50 на 50, а в районах и городах – полностью по мажоритарному принципу. Т. е. у людей появляется реальная возможность самостоятельно баллотироваться в депутаты, не примыкая ни к какой политической партии», – рассказал У. Сельтеев.

Признаками либерализации партийного законодательства он назвал послабления и снижение порога численности при создании политических объединений. Кроме того, в республике уже фактически начала формироваться полноценная работа ЦИК, что является обязательным условием для страны с постоянными электоральными циклами – выборами депутатов маслихатов (местные представительные органы власти в РК) и мажилиса (нижняя палата Парламента РК), а также прямой выборностью акимов на местном уровне. 

«Вообще стержневая линия послания – это усиление роли представительной ветви власти. Я думаю, мы придем к тому, что, кроме руководителей 17, а с учетом административно-территориальной реформы теперь уже 20 областей и городов республиканского значения, все остальные акимы (главы местных исполнительных органов государственной власти в РК) также будут избираться гражданами. Сейчас у нас уже введены прямые выборы сельских акимов», – пояснил собеседник «Ритма Евразии». 

В данный момент исполнение плана мероприятий по осуществлению политических и экономических реформ находится на этапе их законодательного обеспечения.

* * *

Профессор Института дипломатии Академии государственного управления при президенте РК Таисия Мармонтова, в свою очередь, отметила, что события января нынешнего года стали одним из самых мощных потрясений для Казахстана, когда мирные митинги граждан против повышения цен были использованы деструктивными силами для дестабилизации ситуации. При этом она подчеркнула, что начинались протесты все же как проявление социального недовольства: «Поэтому сейчас крайне важно проработать схему действий по модернизации системы управления. Необходимо сформировать критерии развития в условиях возрастающего внешнего давления, исходя из насущной необходимости качественного улучшения жизни простых казахстанцев».

Говоря о послании президента РК, эксперт отметила, что оно выгодно отличается от других прагматизмом, четко выверенными критериями, разумной осторожностью и логичной последовательностью. Ее особое внимание привлек аспект, касающийся регионального управления. «Сейчас достаточно четко прослеживается взаимосвязь между сложившимися в Казахстане серьезными региональными диспропорциями и высоким уровнем социальной конфликтности. В западной части республики, откуда и начались выступления, уровень доходов на душу населения в разы меньше, чем в мегаполисах, несмотря на то что эта зона является богатой ресурсами», – подчеркнула собеседница «Ритма Евразии».

Она пояснила, что в условиях, когда в республике только две выборные должности – президент и главы сельских акиматов, в структуре регионального развития присутствует определенная косность, т. к. главы областей, районов и городов должны получать одобрение любой своей инициативы в столице, обосновывать ее, обивая пороги министерств.

«При ликвидации диспропорций важно дать системе возможности для саморегулирования. Я думаю, что с этой же целью глава государства инициировал изменение административного деления Казахстана. Компактные регионы не только удобнее в управлении, но и обладают большим потенциалом для формирования комфортных условий для граждан и бизнеса, что в свою очередь будет способствовать скорейшему преодолению последствий пандемии и январских событий, а также противодействию внешним шокам», – поделилась мнением профессор.

По ее словам, заслуживает внимания и заявление президента о том, что Казахстан последовательно отказывается от идеи суперпрезидентской республики, передавая все больше полномочий другим звеньям системы госуправления. «Гибкая, эластичная система управления сможет быстрее реализовывать возложенные на нее миссии, отвечая на вызовы среды. Думаю, в будущем в рамках перехода на частично мажоритарную систему выборов мы увидим более активный парламент. Приход туда новых лиц позволит активизировать парламентскую работу, сделать ее более выраженной. В этом же ключе лежит также инициатива К.-Ж. Токаева об облегчении условий для регистрации политических партий», – добавила Т. Мармонтова.

* * *

Стоит отметить, что мартовское послание К.-Ж. Токаева нашло определенный отклик и в киргизском экспертном сообществе. Так, исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата» эксперт по вопросам интеграции Кубат Рахимов провел некоторые параллели между Казахстаном и Киргизией, отметив, что путь, который сейчас проходит казахское общество, очень напоминает определенные этапы независимости КР.

«С точки зрения поиска оптимальной формулы политического устройства, гибкости в социально-экономическом плане, конституционного права и многого другого Киргизия – это некая лаборатория для постсоветского пространства. События 2005, 2010 и 2020-го годов отражают становление общества. Наша республика это прошла и сейчас находится в контрцикле. Сегодня КР усиливает президентскую вертикаль, убирает лишние управленческие звенья, и президентская ветвь берет на себя всю полноту ответственности исполнительной власти. В это время Казахстан идет по пути мягкого, осторожного размягчения», – отметил эксперт.

По его словам, в послании главы Казахстана прослеживается отказ от прежнего курса развития страны, когда экономика была на первом плане, а политические реформы отходили на второй: «Семья Назарбаева шла по этому пути, но он зашел в тупик. Послание же Токаева показывает, что сейчас Казахстану нужен другой путь».

При этом К. Рахимов уверен, что Казахстану удалось бы избежать многих ошибок, если бы соседи более внимательно изучали опыт Киргизии. «В этом плане я предложил бы странам задуматься о создании так называемых «фабрик мысли» с особой специализацией. Я считаю, что нам нужно вести политику по глубокому изучению опыта друг друга на системной основе. Я неоднократно говорил об этом, однако мои слова до сегодняшнего дня не воспринимались коллегами из Казахстана всерьез. Это и стало роковой ошибкой в профилактике январских событий», – поделился мнением собеседник «Ритма Евразии».

Он обратил внимание, что в послании Токаева есть тезис о курултае как исторически сложившейся форме обмена народными чаяниями с властями, отметив, что в Киргизии он закреплен конституционно. «Я бы рекомендовал организовать взаимодействие на постоянной основе двух курултаев, как это было в старые добрые времена».

Не менее важной, по мнению эксперта, может стать стыковка антикризисных и программных документов двух стран. «Чиновники часто пишут о стране в отрыве от региональной экономики, а иногда даже от мировой экономики. В результате антикризисные планы не учитывают ни опыта соседей, ни реалий приграничной торговли и транзитных потоков. На данный момент, я думаю, мы созрели, чтобы создать постоянную рабочую группу, которая занималась бы этими вопросами. Кроме того, сейчас самое подходящее время обсуждать вопрос о переходе стран к торговле в национальных валютах», – добавил К. Рахимов.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Касым-Жомартом Токаевым

12.04.2022 08:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

22 млн

достигнет численность трудоспособного населения Узбекистана в 2030 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31