Непростые реалии 2022 года заставляют серьезно задуматься, кого именно Россия может считать надежным союзником. Специальная операция на Украине показала, что стране противостоит не столько киевский режим, сколько блок НАТО. Крайне враждебную позицию по отношению к Российской Федерации занял целый ряд западных государств. Тем острее встает вопрос: насколько консолидированы союзники Москвы по ОДКБ и ЕАЭС?
Как ни странно, именно западное направление выглядит сегодня для России гораздо более определенным, чем восточное. Помимо европейских оппонентов здесь находится республика Беларусь, которая убедительно доказала свою лояльность в последние месяцы.
Что же касается восточного направления, где ключевым союзником страны (как военным, так и экономическим) является Казахстан, то отсюда идут крайне противоречивые сигналы. Чего стоит недавнее заявление замглавы Администрации президента республики Тимура Сулейменова, что в конфликте на Украине Астана не поддерживает ни одну из сторон. По сообщению телеграм-канала «Нурсултанский соловей», после телефонного разговора Владимира Путина с Касым-Жомарт Токаевым Сулейменов получил выговор. Но четких слов поддержки в адрес России власти Казахстана так и не озвучили.
Одновременно с этим в республике идет сбор подписей в поддержку петиции о выходе из ОДКБ и ЕАЭС. Звучат антироссийские лозунги на регулярных митингах возле украинского консульства в Алматы. Вспомним также, что в самом начале января в отставку было отправлено дружественное России правительство Аскара Мамина. Поддержит ли его внешнеполитический курс команда Алихана Смайлова, судить пока трудно. Но факт остается фактом: начало работы нового кабмина отметилось скандальным выдвижением на пост министра культуры Аскара Умарова, известного своими националистическими взглядами.
Перечисленные факты наталкивают на мысль, что Казахстан так и не определился с тем, чью сторону занять в главном геополитическом конфликте XXI века. В связи с этим несложно спрогнозировать возможные сценарии будущего республики в условиях международной нестабильности.
Сценарий 1. Гражданская война
Предзнаменованием такого исхода стали кровавые события начала января. Тогда остановить волну насилия и восстановить порядок удалось только благодаря своевременной помощи ОДКБ. Но внутренние противоречия так и не устранены. Казахстан – страна сложная и многоконфессиональная. В нынешней ситуации могут найтись внешние силы, которые попытаются разжечь внутренний конфликт и превратить Казахстан в новую Ливию, где идет война всех против всех.
Президент Токаев говорил об иностранном экстремистском следе в январских событиях. Теперь об этом почему-то забыто. А следствие по делу о волнениях стало инструментом сведения счетов в высших кругах и способом сокрытия истинных причин трагедии.
В случае повторения январского эксцесса России придется сопроводить свою помощь условиями: подтверждение верности союзническим обязательствам, координация внешнеполитического курса, недопущение заказных уголовных дел против сторонников и друзей России. Логика проста: если Астана просит у Москвы стать гарантом безопасности, в ответ на такие гарантии Москва вправе требовать дружественного курса со стороны Астаны.
Сценарий 2. Распад страны
Гораздо более плачевными могут оказаться последствия вхождения Казахстана в орбиту влияния НАТО. В таком случае высоки риски украинизации республики и ее дальнейшего превращения в новый плацдарм борьбы с Россией. Что в свою очередь делает практически неизбежным территориальный распад страны. На протяжении тридцати лет главным залогом целостности и суверенитета Казахстана были дружественные отношения с Российской Федерацией. Если они станут враждебными, необратимо встанет вопрос о судьбе русскоязычных северных областей.
Ситуация выглядит особенно непростой, если принять во внимание чистку в силовых структурах Казахстана, необратимо влияющую на их эффективность и повышающую угрозу внешних вмешательств во внутренние дела страны.
Под удар репрессий попало Министерство обороны: бывший министр Мурат Бектанов находится под арестом. Более трех месяцев содержится под стражей председатель Комитета национальной безопасности Карим Масимов, а всего его заместители уволены. Отстранены министр внутренних дел и генеральный прокурор. Кадровая нестабильность в таких структурах не может не вызывать тревогу у союзников по ОДКБ. Как показал опыт Украины, подобные перестановки в силовых ведомствах открывают дорогу для иностранного участия.
Сценарий 3. Киргизский синдром
Когда экономическое положение ухудшается, в обществе растет протестный потенциал. Если власти не смогут предпринять убедительные антикризисные меры в течение весны-лета, то осенью они пожнут новые митинги.
Массовое обнищание может заставить Казахстан повторить путь южного соседа – Киргизии. Череда революций, постепенный распад государственного аппарата, немотивированное насилие на улицах: все это уже происходило в Бишкеке, Оше и Джелалабаде. До недавних пор казалось, что в благополучном и сытом Казахстане это невозможно. При Назарбаеве здесь было создано централизованное и хорошо управляемое государство. А экономическую политику республики всегда ставили в пример как лучшую на пространстве СНГ.
С начала января в стране происходит явный отход от назарбаевских принципов. Вопреки подходу «Сначала экономика, потом политика» на первый план выдвигаются именно политические преобразования. В настоящее время в Казахстане полным ходом идет беспрецедентная смена акимов областей. Только 7 апреля президент сместил трех глав регионов. При этом увольнение затрагивает служащих, которые активно развивали приграничное сотрудничество с Россией. Что характерно, эти перестановки происходят при пустой скамейке запасных. В условиях политической турбулентности опытные руководители не торопятся занимать ответственные посты, а кто-то и вовсе вынужден пережидать лихое время за границей, в том числе – в Российской Федерации.
По сути, республика допускает такую же ошибку, как Киргизия времен Аскара Акаева, когда вместо реальных экономических решений реализовывались утопические прожекты из серии строительства азиатской демократии на Тянь-Шане. В условиях экономического упадка они привели к полной потере управляемости.
-------
Как мы видим, все три наиболее вероятных сценария крайне неблагоприятны как для Астаны, так и для Москвы. Вместе с тем географическое положение дает Казахстану уникальный шанс стать мостом между двумя сверхдержавами – Россией и Китаем. Эффективным ответом республики на экономические сложности может стать ускоренная евразийская интеграция по линии ЕвраЗЭС, ОДКБ и ШОС. Реализуя единый вектор, Казахстан получает возможность избежать пагубных последствий санкций и нового мирового кризиса. Дезинтеграция – путь к распаду. Интеграция – долгосрочный экономический рост, единство и безопасность как для России с Казахстаном, так и для всего евразийского пространства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus