90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Бизнесмены рассказали, чего ждут от властей после встречи с Токаевым

Бизнесмены рассказали, чего ждут от властей после встречи с Токаевым

Незаконное воспрепятствование работе бизнеса должно рассматриваться как преступление, направленное против интересов государства.
19 мая в Акорде состоялась очередная встреча президента с представителями малого и среднего бизнеса со всех регионов страны.

Касым-Жомарт Токаев, подчеркнул, что будущее страны напрямую зависит от сильной экономики, заявив курс на продолжение политики формирования прозрачной экономики с честными правилами игры для всех.

Президент убеждён, что незаконное воспрепятствование работе бизнеса должно рассматриваться как преступление, направленное против интересов государства.

"Бороться надо с мошенниками, подчеркиваю – именно мошенниками, аферистами. Но нельзя допустить, чтобы лекарство оказалось горше болезни. Система сдержек и противовесов, плюс общественный контроль – вот формула успеха в этой реформе. Каждый выявленный факт рейдерства или необоснованного давления со стороны правоохранительных органов должен быть на контроле Генерального прокурора. Подобные дела требуется доводить до конца. Здесь не может быть и речи о какой-либо корпоративной солидарности", – подчеркнул глава государства.

Рассказывая в интервью Informburo.kz о проблемах казахстанского бизнеса, руководитель аппарата национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен" Бауыржан Оразгалиев сообщил, что доля малого и среднего бизнеса в Казахстане составляет 34,7%, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 50%.

"Это происходит потому, что в целом в сфере бизнеса есть множество нерешённых проблем. Предприниматели жалуются на налоговую политику, проблемы развития предпринимательства в регионах. В 2020 году 31 тысяча предпринимателей закрыли свой бизнес", – подчеркнул Бауыржан Оразгалиев.

Но сейчас отмечается рост предпринимательства, добавил он. По данным Министерства национальной экономики, в стране действуют более 1,4 млн субъектов предпринимательства, которые обеспечивают работой 3,5 млн человек.

"Бизнесменов нужно постоянно выслушивать. Например, председатель президиума НПП Раимбек Баталов предложил приостановить проверки бизнеса ещё на один год, до первого января 2024 года", – отметил Бауыржан Оразгалиев.

Часто госорганы, вслепую исполняя букву закона, наносят вред бизнесу
Председатель правления ОЮЛ "Казхимпром" (входящего в состав НПП) Олег Пак поддерживает инициативы президента.

"Многие госорганы, по сути, не только не помогают, но и наносят вред государству, бизнесу, людям. Например, к нам обратилась компания "Темиртас" из Актюбинской области. Она взяла на себя обязательства предыдущего недропользователя, который разрабатывал щебёночный карьер, начала гасить задолженность по налогам и по заработной плате. Но по непонятным причинам акимат нашёл условные зацепки, якобы недропользователь что-то не доплатил людям, и лишил его контракта. В итоге прошло три года, карьер стоит, налоги не платятся. И таких примеров много, когда госорганы, вслепую исполняя какую-то букву закона, наносят вред", – отметил Олег Пак в интервью Informburo.kz.

Эксперт подчеркнул, что высказывания президента, которые задали основные направления, должны затем стать поводом для внесения корректировок в законодательные акты. Кроме того, он считает, что у инициатив палаты предпринимателей должен быть больший вес.

"Сейчас предложения национальной палаты носят рекомендательный характер. Зачастую получается так, что госорган достаточно долго разрабатывает какой-то законопроект, а потом просит нас дать предложение по нему в течение десяти дней. Но он может не согласиться с позицией бизнеса. Мы считаем, что по законодательным мерам, которые затрагивают интересы бизнеса, мнение НПП должно быть основным, не должно быть возможности его не учитывать", – предложил Олег Пак.

Более того, по его мнению, НПП должна стать экономическим стратегом для государства.

"Многие вещи в действующем законодательстве были предусмотрены, но на практике они не работают. Сегодня ситуация меняется, в НПП на смену олигархату приходят представители малого и среднего бизнеса, кто не аффилирован с крупным бизнесом. Приходит реальный сектор, и эти изменения радуют", – подчеркнул глава ОЮЛ.

До принятия новшеств государству нужно проанализировать, как они повлияют на бизнес
Президент института оценки регуляторного и налогового воздействия на бизнес Bastama Темирлан Жакипбеков считает, что в Казахстане нужно расширить сферу применения анализа регуляторного воздействия (АРВ).

"Весь западный мир чётко знает понятие АРВ. Если любому западному крупному бизнесмену говоришь про него, они всё это сразу понимают, так как там это действенный инструмент, который влияет на принятие тех или иных решений на уровне государства. А у нас это только-только зарождается", – пояснил Темирлан Жакипбеков.

По его мнению, если государство принимает решение, которое может ужесточить условия для бизнеса, необходимо создать комиссию с заинтересованными госорганами и провести анализ регуляторного воздействия. Если эксперты смогут доказать и обосновать свою позицию, изначальное решение государства автоматически отменяется. Понятие АРВ юридически закреплено в законе о предпринимательской деятельности.

В нашей стране уже есть прецеденты, когда благодаря АРВ необоснованные действия госорганов были отменены.

"Мы проводили АРВ в нефтегазовой отрасли, когда действовал запрет на экспорт мазута. Некоторые заводы не могли его продавать без получения соответствующего разрешения от госоргана. Мы это опротестовали. Кроме того, мы сейчас на стадии переговоров с крупным производителем пестицидов, которые жалуются на то, что государство, субсидируя отечественных и импортных производителей пестицидов, ввело запрет на экспорт. Прежде, чем продавать их за рубеж, производители в течение трёх лет должны провести исследования и пройти все круги бюрократии. А наука идёт вперед и за три года эти пестициды устаревают", – отметил Темирлан Жакипбеков.  

Как должна измениться практика уголовного преследования предпринимателей
Председатель республиканской коллегии адвокатов Айдын Бикебаев подчеркнул, что бизнес хорошо развивается там, где влияние госорганов минимально. В нашей стране вовлечение представителей бизнеса в орбиту уголовного процесса является частым явлением, поэтому он предложил пересмотреть практику уголовного преследования предпринимателей.

"Во-первых, в Казахстане имеется практика начала досудебного расследования по экономическим составам на основании рапортов оперативных сотрудников, которые основаны на заключениях специалистов, состоящих в штате самого правоохранительного органа. Объективность таких заключений сомнительна. Эти специалисты подчиняются ведомственным интересам и могут способствовать началу уголовного дела при отсутствии реальных оснований", – отметил Айдын Бикебаев.

Чтобы поставить этому заслон, эксперт предложил законодательно установить, что основанием для начала досудебного расследования должно быть только заключение независимых экспертов и специалистов в соответствующих областях знаний.

"Вторая проблема связана с излишним применением санкции в виде содержания под стражей. Правила и условия содержания задержанных лиц в следственных изоляторах такие же, как в колониях, если не хуже. При этом задержанное лицо ещё не является преступником. Его виновность необходимо доказать. Вместе с тем, он практически заранее наказан, поскольку ограничен в личной свободе и содержится в схожих с преступниками условиях.

При этом угроза ареста является эффективным способом давления на предпринимателя, чтобы добиться признания вины или уступок с его стороны. Вместе с тем современные средства электронного отслеживания местонахождения позволяют отказаться от применения такой жёсткой меры. Очевидно, содержание под стражей могло бы применяться в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений против личности, против основ конституционного строя и безопасности государства, но не бизнесменов", – подчеркнул Айдын Бикебаев.

Он считает, что нужно прописать в Уголовно-процессуальном кодексе, чтобы по экономическим преступлениям не применялась санкция в виде заключения под стражу.

Помимо этого, считает юрист, необходимо отказаться от применения наказания в виде лишения свободы к лицам, осужденным за экономические преступления. Эффективны огромные штрафы вкупе с обязанностью заниматься общественными или исправительными работами.

"Третья проблема связана с выемкой документов, баз данных, банковской и бухгалтерской отчётности, изъятием имущества в качестве вещественных доказательств, а также арестом имущества. У следователя имеется возможность незамедлительно арестовать имущество обвиняемых, подозреваемых и иных лиц. Компания без документов, без имущества, с арестованными счетами не может выполнять условия заключённых контрактов и вынуждена приостанавливать деятельность. При этом в итоге факт совершения преступления может быть и не доказан. Наложенные же аресты могут сохраняться годами. Компании долгое время не могут оправиться после отмены таких мер, а некоторые оказываются полностью разрушенными", – отметил эксперт.

Он предложил обеспечить неотвратимость наказания за незаконное уголовное преследование. В том числе необходимо усилить имущественную ответственность должностных лиц за совершение умышленных действий, которые привели к подрыву бизнеса. Такие лица должны вернуть государству в полном объёме убытки, причинённые бизнесу, в порядке регресса. Необходимо разработать единый механизм возмещения убытков.

"По экономическим преступлениям предлагается также предусмотреть особый порядок наложения ареста на имущество и изъятия вещественных доказательств, разработать альтернативные меры. К примеру, вместо ареста имущества применять запреты на совершение крупных сделок, сделок с определенными лицами, не ограничивать переводы денег на выполнение необходимых для компаний обязательств, включая трудовые, налоговые и производственные. Возможно также запретить накладывать арест на имущество коммерческих организаций до предъявления обвинения связанным с ней лицам", – предложил Айдын Бикебаев.

Четвёртая группа проблем связана с защитой предпринимателей по уголовным делам.

Защитой в уголовном процессе могут заниматься только адвокаты. Поэтому сильный и независимый адвокат – гарантия защищённости предпринимателей. Вместе с тем, адвокат не имеет достаточного правового статуса, полномочий и гарантий. Более того, на практике имеют место случаи, когда в отношении самих адвокатов открывается досудебное расследование, проводят обыски в их домах, их вызывают на допросы.

Адвокаты ограничены в возможностях сбора доказательств в связи с отнесением необходимых сведений к информации с ограниченным доступом. Они сталкиваются с проблемой свободного доступа к своим подзащитным, находящимся в зданиях правоохранительных органов.

"Для решения этого вопроса Республиканская коллегия адвокатов приняла Концепцию развития адвокатуры. В ней есть решения основных проблем правозащитников. При этом предложения основаны на принятых в мире стандартах деятельности адвокатов. Предлагаем рассмотреть возможность принятия пакета законодательных мер для реализации этой концепции", – отметил глава коллегии.

Пятая проблема касается судебной системы. За последние годы было введено много позитивных изменений. Это введение следственных судов, административной юстиции, привлечение в судебную систему юристов со стороны, ограничение сроков полномочий председателей судов, переформатирование статуса и полномочий Высшего Судебного Совета и многое другое, но проблемы остаются.

"Опыт реформирования судебной системы на примере создания новых административных судов показывает, что за небольшое время можно коренным образом изменить практику судебного производства. Мы видим, что значительно увеличилось число судебных решений в пользу предпринимателей по налоговым, земельным спорам, по госзакупкам и другим публично-правовым спорам, и это прорыв. Этот положительный опыт необходимо распространить на сферу уголовного судопроизводства", – предложил Айдын Бикебаев.

Дополнительно необходимо принять меры к укреплению независимости судей посредством исключения любых способов воздействия на них, а также кратно увеличить их зарплату.

"Необходимо также дать судьям возможность быть правотворцами, то есть принимать решения на основе правовых принципов, а не только норм права, которые могут оказаться неразумными или несправедливыми. Предлагаем также исследовать возможность введения выборов судей районных судов для быстрого повышения доверия к судебной системе", – резюмировал председатель республиканской коллегии адвокатов.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Касым-Жомартом Токаевым

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Жылдыз Жеенбаевна Мамбеталиева

Мамбеталиева Жылдыз Жеенбаевна

Заместитель министра юстиции

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
830

митингов прошло в столице Кыргызстана в 2020 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31