Давление Запада требует от стран-участников ЕАЭС развивать производство с высокой добавочной стоимостью и оптимизировать практику взаиморасчетов.
Страны Евросоюза и США приняли несколько пакетов санкций в отношении России. Недальновидная политика западных государств обеспокоила страны СНГ. Все дело в том, что для них РФ является одним из ключевых экономических партнеров.
Такие аспекты в экономике РФ, как курс рубля, объемы экспортного производства, перебои с импортом и логистикой
— не пустой звук для государств постсоветского пространства. По мнению казахского политолога Замира Каражанова, реакция на санкции должна быть коллективной, хотя бы в масштабах ЕАЭС. Эксперт поделился в интервью с CentralAsia.news своими соображениями по сценарию, если бы рестрикции ввели и против Казахстана.
Замир, давайте начнем с объема торговли между республикой и РФ?
— Россия является крупным торговым партнёром для Казахстана. В 2021 году товарооборот между странами составил 24,2 миллиарда долларов. При этом Казахстан поставил товаров и услуг на сумму 6,9 миллиарда долларов, а Россия — 17,3 миллиарда долларов.
Разница более чем в два раза.
— Если бы Россия была единственным партнёром, то Казахстан разорился бы при нынешних реалиях. Однако республика торгует ещё с другими странами, в том числе и с Евросоюзом, куда поставляет энергоресурсы. Экспортная выручка позволяет Казахстану пережить дискомфорт торгового дефицита с Россией. Если республика окажется под санкциями, то не только торговля, но и многие другие сферы сотрудничества с Россией столкнутся с кризисом.
Это связано со структурой взаимной торговли?
— Проблема в том, что Казахстан и Россия имеют похожие экономики и проблемы. Мы являемся поставщиками энергоресурсов, сырья, но нам мало, что предложить друг другу. В товарообороте преобладают продукты неорганической и органической химии, железные руды, минеральные ресурсы, продукция сельского хозяйства.
Ну Европой же мир не ограничивается для Казахстана?
— Альтернативой Европе для Казахстана может стать Китай — ещё один крупный импортёр энергоресурсов, позиции которого будут усиливаться.
Как я понимаю, КНР тоже может рассматривать Казахстан только как поставщика сырья?
— Мы можем рассуждать об индустриальных и инновационных проектах. Однако почему они не реализовывались до санкций, при благоприятных условиях? Наверное, потому, что реформы в экономике откладывали. Она у нас недиверсифицированная и неконкурентоспособная.
Получается, что экономика Казахстана зависит от цены на сырье на международном рынке?
— Если цена на нефть в мире падает, рост ВВП замедляется. В Казахстане доля квазигосударственного сектора (компаний с участием государства) превысила 50 процентов ВВП, в ряде отраслей экономики нет конкуренции, рыночной среды, стимулирующих бизнес и усиливающих конкурентоспособность за счёт инноваций.
Надеяться на наращивание Казахстаном партнерства в производственной сфере пока не стоит?
— По указанным выше причинам сотрудничество в сферах индустрии и инноваций слабое. Безусловно, у нас есть векторы, где можно реализовать потенциал. Вот только дело не в них, а в условиях. А есть ли они? Вопрос риторический.
Какое тогда стратегическое решение должно быть, если вдруг Казахстан окажется под санкциями?
— В условиях санкций важно сохранить торговые и экономические связи, инвестиции, накопленный за 30 лет объём сотрудничества. А значит, нужны «антисанкционные меры». Их задача — снизить влияние санкций на межгосударственные отношения. И здесь больше вопросов не к Казахстану, а к России и ЕЭК.
Как я понимаю, есть серьезная проблема в масштабе ЕАЭС?
— У нас образовалась проблема взаиморасчётов, без чего трудно говорить о торговле. Нужно создавать систему, работоспособность которой западные страны не смогут ограничить. В Казахстане бизнес говорит не только о санкциях, но и о новой реальности, где есть возможности. Санкции не все мосты сожгли.
Есть перспективы для наращивания торговли?
— В Казахстан хотят прийти компании из России, которые зависят от импортных товаров или экспортируют продукцию в третьи страны. У Казахстана есть трубопровод, который позволяет поставлять энергоресурсы в Китай. Транзит пока не подпадает под действие санкций. Можно создавать совместные предприятия и производить комплектующие для промышленности России. Казахстан может продавать зерно, а для внутренних нужд закупать в РФ. Можно вспомнить опыт Финляндии, которая для СССР стала «окном в мир».
Напомните, пожалуйста, в чем там была суть партнерства?
— Через Финляндию осуществляли экспорт и импорт, завозилась технологичная продукция. Кстати, глубоководные аппараты «Мир» были построены при участии этой страны.
Иными словами, санкции постоянно вводятся, но у РФ остается весомая поддержка в мире?
— Многие сравнивают ситуацию вокруг России с Ираном. Вот только Тегеран оказался один на один с санкциями, а Россия — нет. Отношения с ней сохраняют не только Казахстан и его соседи, но даже Турция, которая инициировала стамбульский процесс.
Правила комментирования
comments powered by Disqus