Создание новой политической партии в Казахстане – уже само по себе явление редкое, а когда с таким намерением выступают около двух десятков более или менее активных общественных движений, то это вообще событие из ряда вон выходящее, за которым должны последовать (в кои-то веки!) жаркие парламентские выборы. Впрочем, эксперты не разделяют подобных иллюзий, считая, что большинство из заявленных инициатив могут оказаться пустышками, и если даже предвыборный партийный расклад претерпит количественные изменения, то качественных перемен пока ожидать не стоит. Оценить потенциал новых «игроков» и в целом сложившуюся на партийном поле ситуацию мы попросили главного научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Юрия Булуктаева.
- Юрий Очирович, как вы оцениваете предстоящую партийную реформу? Что мы получим «на выходе»?
- Политические партии являются не только субъектом преобразований, но и субъектом властеотношений, поскольку именно они обеспечивают циркуляцию элит. Но в Казахстане на данный момент сложилась полуторапартийная система, которая обеспечивает доминирование одного игрока при незначительной роли всех остальных. Соответственно, долгие годы не было никаких предпосылок к появлению в стране новых партий.
В этой связи президент Касым-Жомарт Токаев объявил курс на создание условий для политической конкуренции, без которой повышение эффективности партийной системы не представляется возможным. Одно из таких условий – снижение минимального порога для регистрации партий с 20 до 5 тысяч членов, то есть в четыре раза. В 2019 году, напомню, этот порог снизили вдвое – с 40 до 20 тысяч, что, однако, не дало видимых результатов. Думаю, на сей раз либерализация партийного законодательства позволит вывести партийно-политические процессы на качественно новый уровень. Будут изменены правила игры.
На этой волне в стране уже наблюдается активизация партийно-политической жизни. К настоящему времени заявлено об инициативах по образованию около двух десятков новых партий, многие из которых создаются на базе ранее функционировавших движений. Причем три из них уже прошли первый уровень регистрации – это Namys, «Ел тiрегi» и «Байтак». Но это пока лишь инициативы, хотя картина уже вырисовывается достаточно интересная. Грядущие электоральные процессы развернутся на фоне явного обновления и омоложения как корпуса политиков, так и самих избирателей.
- Предлагаю сделать краткий обзор этих партийных проектов и их идеологических основ. Какие из них наиболее конкурентоспособны?
- В идеале, конечно, сначала создаются партии, а уже после выдвигаются лидеры. В Казахстане, наоборот, партии образуются вокруг лидеров, а не идей. Соответственно пока сложно рассуждать о каких-то идеологических основах. Тем более что еще нет ни внятных программ, ни четких ориентиров. Плюс социальная база у всех этих партий крайне размыта, поэтому в ход идет модель catch-all party (партия «хватай всех»). Судите сами.
Так, на днях было объявлено о воссоздании «Народного конгресса Казахстана», который был активной общественной силой в 1990-е годы. Среди его лидеров по-прежнему поэт и дипломат Олжас Сулейменов, а также бывший председатель Счетного комитета и мажилисмен от правящей власти Омархан Оксикбаев. Партия намерена стать проводником интересов рабочих (что весьма неожиданно), добиваться передачи в собственность народа недр и природных богатств, решать различные проблемы молодежи, включая безработицу. Но главное – она собирается активно поддерживать политические реформы действующего президента.
Ранее общественный деятель Мухтар Тайжан заявил о создании «Жер қорғаны». Стоит заметить, что потенциальные участники этого объединения выбрали достаточно привлекательные для электората идеи, а именно задействование в экономике 40,2 млн. гектаров неиспользуемых земель и выход Казахстана из Евразийского экономического союза. Плюс они намерены требовать освобождения политзаключенных и открытия счетов для всех казахстанцев, куда будут поступать доходы от использования недр и природных ресурсов.
Экономист Мейрам Кажыкен планирует образовать партию Yntymaq, социальной базой которой, по всей видимости, станет защита социально-трудовых прав, поскольку в ее инициативную группу входят представители республиканских (Аманат, Казахстанская конфедерация труда) и отраслевых (Федерации профсоюзов Казахстана) объединений профсоюзов. Ключевая их задача – создать в стране сильное гражданское общество.
Известный политический деятель Жасарал Куанышалин намерен создать партию «Алға, Қазақстан». По одной из версий, это продолжение незарегистрированной партии «Алға», по другой – проект, связанный с оппозиционером Мухтаром Аблязовым. Ее инициаторы пока не озвучили четких целей, но очевидно их скептическое отношение к нынешнему руководству страны. Кстати, Куанышалин заранее предупредил власти, что если партию не зарегистрируют, то он будет обращаться к международному сообществу, правозащитным организациям, Европарламенту и различным органам ООН.
Предприниматель и бывший чиновник Санжар Бокаев инициировал создание партии Namys. Она формируется на базе движения против утилизационного сбора, позиционирует себя как «цифровая» и ведет достаточно активную работу в соцсетях.
Булат Абилов решил организовать партию Bizdin Tandau. Ее главная миссия – возврат незаконно приватизированных в 1990-е годы активов. Все остальное – расплывчатые фразы, которые лежат в основе любой предвыборной программы. А именно: укрепление Казахстана на основе ценности человеческой жизни, свободы, справедливости, достоинства и верховенства права, динамично развивающаяся экономика и высокий уровень благосостояния всех граждан, защита национальных интересов.
Похожее название у партии «Халық тандауы» оппозиционера Ержана Тургумбая, которая преследует следующие цели - создать новую Казахскую Республику, изменить государственную систему и законы, развивать казахские язык, культуру и литературу. Если обе эти партии дойдут до участия в выборах, то могут порядком запутать своих избирателей из-за присутствия в их названиях слова «тандауы». Стоило бы этот момент заранее согласовать.
Тему экологии задействовали сразу две партии – «Табигат», которую известный общественный деятель Мэлс Елеусизов безуспешно пытается зарегистрировать уже много лет, и «Байтак», во главе которой находится экоактивист Азаматхан Амиртаев. Последняя заявила одной из своих целей получение от производственных компаний порядка 50 млрд. долларов в качестве компенсации за нанесенный ущерб окружающей среде – эти средства она собирается направить в бюджет страны. Самое интересное, что ее почетным президентом должен был стать все тот же Олжас Сулейменов, но, видимо, после того, как он вошел в оргкомитет «Народного конгресса Казахстана», этот вопрос был снят.
Оппозиционер Жанболат Мамай предпринимал попытки зарегистрировать «Демократическую партию Казахстана» еще в 2019 году. Сейчас ее продвижением занимаются соратники Мамая и его супруга Инга Иманбай, которые заявили, что «пойдут до конца». Однако пока они сосредоточились на организации митингов за освобождение своего лидера из-под стражи.
Активистка Тогжан Кожалиева идею создания своей партии HAQ тоже вынашивает с 2019 года, хотя какой-то конструктивной деятельности за этой организацией замечено не было. Разве что сама Кожалиева активно присутствует в соцсетях. Впрочем, сейчас движение организует серию диалогов «Ел болашағы», первый из которых прошел в Алматы и, судя по отзывам, довольно успешно.
Правозащитница Санавар Закирова возглавила партию «Наше право», которую тоже пыталась оформить в 2019 году, но накануне учредительного съезда ее приговорили к году лишения свободы. Впрочем, общественный деятель и сейчас не питает особых иллюзий, оценивая шансы на регистрацию в 0,001 процента.
О возобновлении попытки зарегистрировать партию Respublika заявила активист Бэлла Орынбетова. Правда, она сразу призналась в недостатке материальных ресурсов для того, чтобы развернуться в полную силу. Тем не менее, по ее словам, продолжается работа по различным проектам, в том числе образовательным и информационным.
Кроме того, о создании партий объявили глава Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев («Енбек»), активист Гульбахрам Жунис (Национальная партия «Алаш-Желтоқсан»), экс-депутат мажилиса Нуржан Альтаев («Ел тiрегi»), политологи Казбек Бейсебаев и Габиден Жакей («Халык Сенiмi»), бывший сенатор Уалихан Кайсаров («Алаш жолы») и общественный деятель Балташ Турсумбаев («Ел мен Жер»). Известно также о намерении создать партию «Халық Дербестігі», но информация о том, кто за ней стоит, пока закрыта. По одной из версий, это бывший зампред Ассамблеи народа Казахстана Жуматай Алиев.
- Как вы считаете, у кого из них больше шансов пройти регистрацию и принять участие в ближайших парламентских выборах?
- Чтобы осилить все этапы, мало заявить о намерении, нужны серьезные информационные, финансовые ресурсы и, разумеется, политический вес. Сейчас трудно спрогнозировать количество партий, которые будут зарегистрированы. Шансы имеют все. Тут, как говорят футболисты, «мяч круглый, поле ровное», имея в виду, что предсказывать исход игры - дело неблагодарное. Еще сложнее предугадать, кто из них в результате парламентских выборов сможет в будущем получить места в мажилисе.
Помнится, когда в России установили регистрационный порог в 500 членов, тут же образовалось 60-70 партий, но в итоге в Государственную Думу прошли лишь четыре партии - те самые, которые и до этого были парламентскими. А вот следующие выборы оказались более напряженными – «думскими» стали пять партий. В Кыргызстане была похожая ситуация.
- Бытует мнение, что парламентские выборы пройдут уже в этом году. А каковы ваши прогнозы?
- У меня иное мнение. Условия для проведения досрочных парламентских выборов еще не созданы. Сначала нужно принять поправки в законы о партиях и о выборах. Затем потребуется какое-то время для того, чтобы партии прошли регистрацию. Также необходимо определенное время, чтобы они нарастили политические мускулы. От скороспелок, как показывает опыт, толку мало. К тому же велики риски дестабилизации обстановки в стране - как правило, все цветные революции следовали за выборами.
В 2024 году предстоят очередные президентские выборы. И к ним необходимо готовиться уже сейчас. Думаю, некоторые из вышеперечисленных лидеров заявят о своем намерении принять в них участие...
Правила комментирования
comments powered by Disqus