31 мая 2022 года на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл международный круглый стол на тему: «Новая «Большая игра» в Центральной Азии в условиях геополитического противостояния». В мероприятии приняли участие журналисты, учёные-историки, политики, общественные деятели, политические аналитики, эксперты по вопросам безопасности, военные эксперты Кыргызстана, России, Казахстана, а также студенты бишкекских вузов.
В ходе дискуссии эксперты обсудили следующие вопросы:
Новая «Большая игра» в Центральной Азии как часть текущего геополитического противостояния.
Влияние на регион внешних игроков.
Информационная война против России в информационном и политическом пространстве стран Центральной Азии.
Развитие сотрудничества стран Центральной Азии и России в текущих условиях.
Перспективы развития евразийской интеграции как пути включения региона в многополярный мир.
Основные тезисы выступлений:
Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КРСУ (Кыргызстан):
«Большая игра» в Центральной Азии началась в начале XIX века как борьба между Британской и Российской империями и продолжается до сих пор. С течением времени расширяется круг участников геополитической борьбы в регионе, в которую вовлечены мировые и региональные державы. С 2014 года заметна активизация «Большой игры», связанная с новой холодной войной Запада против России и Китая. Сейчас Запад в регионе представлен Соединёнными Штатами, Великобританией и ЕС, которые проводят согласованный курс неоколониальной политики по отношению к странам Центральной Азии. Втягивание Центральной Азии в Новую «Большую игру» неизбежно и означает для стран региона усиление нестабильности и неопределённости, значительное сужение внешнеполитической многовекторности и нейтралитета.
Современный раунд геополитической борьбы проявляется в политико-дипломатическом давлении Запада на страны региона и их отношения с Россией и Китаем. Новая «Большая игра» проходит с использованием различных инструментов: информационная война, активизация прозападных НПО и активистов, борьба разведок, дипломатия, работа с местными элитами, финансовое и экономическое влияние и др.
Примеры Новой «Большой игры» в нашем регионе: вывод американской военной базы из аэропорта «Манас» в июле 2014 года, стремительный уход западной коалиции из Афганистана в августе 2021 года, кризис в январе 2022 года в Казахстане, активизация дипломатии Запада в Центральной Азии.
Участие кыргызстанских военных в успешной миротворческой миссии по стабилизации ситуации в Казахстане в январе 2022 года повысило субъектность Кыргызстана. Ослабление западного давления на регион возможно после дальнейшего расширения евразийской интеграции постсоветских стран, включающей республики Центральной Азии».
Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия «Восток-Запад» (Кыргызстан):
«Ослабление России и Китая как наиболее вероятных геополитических конкурентов – это второстепенные цели Британии. Основные же цели - ликвидация США как главного геополитического конкурента и воссоздание новой Британской империи. Ликвидация США в этой картине выглядит как месть Великобритании за поражение во Второй мировой войне. По итогам Второй мировой войны США получили 60% мира, СССР — 40%. Британия не получила ничего, но лишилась всех своих колоний и перестала быть империей.
Анализ современных стратегических отношений Британии и США необходимо делать, учитывая глубинный контекст американо-британских отношений. А они таковы, что за последние 250 лет Британия и США находились дважды в состоянии войны и трижды — на грани войны. США важно сохранить не только глобализацию, но и мировую финансовую систему с ФРС как центром эмиссии денег. Это позволяет им иметь 15% мирового ВВП по производству и 30% мирового ВВП по потреблению, а также вечный дефицитный платёжный баланс и высокий внешний долг. Используя как инструменты борьбы с Россией, Китаем и США не только Украину и Турцию, но и страны Средней Азии, Британия намерена ликвидировать это положение дел, чтобы в дальнейшем получить себе то, что останется.
Британии и США одинаково выгодна геополитическая нестабильность в Средней Азии и Казахстане, чтобы держать в напряжении как Россию с Китаем, так и друг друга».
Кубанычбек Таабалдиев, политический аналитик (Кыргызстан):
«События в мире развиваются таким образом, что постепенно выявляются невидимые стороны влияния на них определённых стран. Особенно важно осознавать, что западные страны вместе с США в своём противостоянии с Россией не прочь использовать южные регионы. В этом отношении роль Великобритании постепенно нарастает, особенно после открытого призыва британского премьер-министра Бориса Джонсона создать антироссийский альянс Британии с Украиной. Концепция Великобритании «Большая игра», разработанная ещё в конце ХIХ века в противостоянии с Россией в Центральной Азии, видимо, становится актуальной вновь в свете современных событий.
Странам Центральной Азии важно постоянно отслеживать события в мире и адекватно реагировать на них. Важно не только отслеживать события в регионе и мире, но и анализировать и быть готовыми к любому развороту событий».
Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам национальной безопасности, ветеран спецслужб (Кыргызстан):
«Через призму цивилизационного противоборства «Большая игра» является геополитическим соперничеством между Британской талассократией (тип государства, вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого связана с контролем морских пространств) и Русской теллурократией (тип цивилизации, связанный с освоением материковых пространств) за господство в Центральной Азии в ХIХ - начале ХХ веков. В настоящее время с учётом глобализации и имевших место исторических событий есть все основания считать: «Большая игра 2.0» - глобальное противостояние между Евразийством и Атлантизмом. И это противостояние является неотвратимым».
Олег Лушников, директор Центра евразийских исследований им. Г.В. Вернадского Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, председатель Евразийского движения РФ (Россия):
«Евразия - ключевой регион в геополитике, дающий стратегические перспективы. Поэтому за доминирование в нём постоянно разыгрываются «игры престолов» или «Большая игра». В 19-20 веках таковая разыгрывалась между главными мировыми лидерами - Россией и Британией. После 100 лет холодно-горячей войны стороны пришли к разделу сфер влияния в Турции, Иране, Китае. Британии пришлось отказаться от Средней Азии, России - от Афганистана, Синьцзяна, Тибета, Южной Маньчжурии, проекта «Желтороссии». В ХХ веке после поражения России в Первой мировой войне и дефрагментации империи борьба фактически была продолжена. Британией - через создание антибольшевистских (в том числе белогвардейских и басмаческих) террористических и националистических организаций в Средней Азии и на Кавказе, сопредельных территориях Афганистана, Ирана, Синьцзяна, Маньчжурии. Советской властью - через антиколониальное движение во всём мире, и в странах Востока прежде всего.
Распад СССР привёл к новому акту «Большой игры» за сферы влияния на Кавказе и в Средней Азии. Это, в частности, выразилось в борьбе Британии против создания БРИКС и ШОС как альтернативной системы безопасности и развития стран континента. Методы работы нынешних игроков - США и Великобритании, работающих в паре: британские и американские советники и группы влияния в ЦА; раскачка национализма, исламского радикализма и русофобии; заброска террористов из Афганистана; столкновение стран региона через пограничные, водные, энергетические конфликты; противоборство с ЕАЭС, ОДКБ; прикармливание элит; воспитание лояльных поколений через образовательные гранты. Цель - управляемый хаос.
Противостоять фрагментации и афганизации Центральноазиатского региона можно только на принципах Евразийской идеи, воссоздания Евразийского полюса силы в экономике, безопасности, общего этнокультурного и гуманитарного пространства. Евразийская цель - безопасность, порядок, развитие. Территория доверия и развития против чужих шахматных партий кровью».
Айнур Курманов, сопредседатель Социалистического движения Казахстана (Казахстан):
«Январская попытка переворота в Казахстане, в которую были вовлечены силовики и высокопоставленные чиновники, была частью Новой «Большой игры», частью плана по установлению в стране нового режима, враждебного России и способного формировать процесс тюркской интеграции. За этим стояли представители высшей элиты Великобритании и её спецслужбы при участии Анкары. И только спецоперация ОДКБ предотвратила такой вариант развития событий.
Несмотря на это процесс дальнейшего развития тюркской интеграции по заказу Лондона и при активном участии Вашингтона пытаются вновь подтолкнуть, что выразилось в целом ряде типовых документов и соглашений, подписанных лидером Турции с президентами Узбекистана и Казахстана. Особенно в этом ключе выделяется официальный визит 10-11 мая президента РК Касым-Жомарта Токаева в Анкару, где были заключены договоры, которые способны заложить противоречия внутри ЕАЭС и ОДКБ в будущем.
Сами США пытаются усилить свои позиции в Казахстане и Узбекистане – ведущих странах ЦА. И результат – недавний визит официальной делегации РК в Вашингтон, который обозначил направление на дальнейшее сближение Казахстана с Западом. В данном случае сработало стремление казахстанской элиты обезопасить себя и свои зарубежные активы от прямых и вторичных санкций. В целом же продолжение многовекторной политики закладывает бомбу под весь регион в целом, так как Лондон и Вашингтон намерены создать для России второй «южный фронт».
Правила комментирования
comments powered by Disqus