С прошлой пятницы внимание кыргызстанцев приковано к событиям в Каракалпакстане. Что нужно знать о регионе, чтобы понять контекст протестов? Как обстоит ситуация сейчас? Какие выводы нужно сделать лидерам стран ЦА из этих событий? Мнением поделились эксперты.
События в Нукусе — столице Каракалпакстана — начались 1 июля. Генеральная прокуратура Узбекистана назвала их "несанкционированной акцией протеста против конституционной реформы, переросшей в массовые беспорядки". На следующий день, по данным ГП, неизвестные напали на блокпост в Нукусе, военный пост в Ходжалинском районе и международный аэропорт. В разных районах города подожгли грузовые автомобили, повредили мост через канал Достлик и еще несколько зданий.
В результате массовых беспорядков, по официальным данным, пострадали 243 человека, в том числе 38 правоохранителей, 18 человек скончались. В республике ввели режим ЧП.
Что нужно знать о положении Каракалпакстана
Каракалпакстан — республика в составе Узбекистана, где живут почти 2 миллиона человек. На конец 1980-х треть ее населения составляли каракалпаки, треть — узбеки, 27 процентов — казахи. Каракалпакстан занимает 40 процентов территории Узбекистана, но при этом не так развит экономически, как другие регионы страны. Основная причина — природные условия и экологические проблемы, так как большую часть территории занимает пустыня.
По действующей Конституции РУз Каракалпакстан — это суверенная республика, у которой есть право выхода из состава Узбекистана на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Конституционная реформа, проводимая властями Узбекистана, предусматривала, что это положение исключат из Основного закона РУз.
2 июля во время поездки в Нукус президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев предложил сохранить в Конституции пункты о суверенитете Каракалпакстана, а также о праве на выход из состава РУз. Депутаты также проголосовали за сохранение этих статей.
Сейчас ситуация в Каракалпакстане стабилизировалась, но разговоры о недавних событиях не утихают ни в республике, ни в мире.
Поправки в Конституцию — повод или причина?
Надо понимать, что Каракалпакстан тесно завязан с Узбекистаном: например, в бюджетной части или с точки зрения логистики, отмечает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Станислав Притчин. По его словам, некоторые лица время от времени поднимали тему каракалпакского сепаратизма, но фактически этнических конфликтов в республике не было.
"Тем не менее регион взорвался в ответ на инициативу властей. Мирзиёев на встрече с Верховным советом — главным правящим органом Каракалпакстана — высказал претензии депутатам. Он заявил, что в рамках конституционной реформы все эти поправки отправлялись на согласование в регион и на уровне парламентариев не было никаких возражений", — напомнил он.
Однако локальные конфликты, пусть и не такие масштабные, все же вспыхивали в Каракалпакстане, отметил политолог Шерадил Бактыгулов.
"С 2014 года в Каракалпакстане действует полузапрещенная, но и не разрешенная организация, которая выступает за референдум и отделение от Узбекистана. Были выступления против перевода каракалпакского алфавита на латинский язык. Локальные точки раздора — конфликтом их не назовешь — возникали в Каракалпакстане последние 10-12 лет", — говорит он.
Причиной июльских событий стал комплекс факторов, считает эксперт. По его словам, конституционная реформа была поводом, а не причиной, которая на самом деле находится глубже.
"Когда старейшины говорят, что молодые люди попали под влияние внешних сил, — это констатация факта: когда группа людей получает информацию из одного источника, например, американского или британского СМИ, то они не могут увидеть объективную картину. Однако говорить, что виноваты только иностранные организации/государства, пока не приходится. Здесь сработал комплекс факторов: 1 июля сложилась ситуация "идеального шторма", — поделился мнением Бактыгулов.
Суверенный статус — это максимально щепетильный вопрос, по этой причине на ситуацию в Каракалпакстане нужно смотреть комплексно, отметил проект-менеджер центра стратегических решений "Аппликата" Нурбол Самаганов.
"Решение ситуации я вижу в переговорах. Тот факт, что Каракалпакстан стремится сохранить суверенитет, вовсе не означает, что завтра он решит отделиться от Узбекистана. Мировая история знает много подобных примеров ", — добавил он.
Сам Мирзиеев тогда сказал, что "отдельные силы под предлогом несогласия с конституционной реформой в своих корыстных целях пытались раскачать и дестабилизировать ситуацию в Узбекистане, избрав путь агрессии и насилия".
Что эксперты думают о внешнем следе
6 июля президент Узбекистана заявил, что беспорядки в Нукусе были организованы не за один день — все действия готовились иностранными силами годами.
"Конечно, эти мероприятия были организованы не за один день и не за десять дней. Эти действия годами готовились иностранными силами. Их главная цель — посягательство на территориальную целостность Узбекистана и создание межэтнического конфликта", — цитирует Мирзиёева пресс-служба.
Действия силовых структур также нужно тщательно проанализировать, считает президент Узбекистана. По его словам, если они применили неправомерную силу, то их необходимо привлечь к уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Мнением, кто мог стоять за июльскими событиями, поделился политолог Марс Сариев. Он подчеркнул, что окончательные итоги расследования пока неизвестны.
"Не стоит исключать, что западные кураторы могли начать дестабилизацию с Каракалпакстана после того, как были купированы протесты в Бадахшане. Я предполагал, что именно оттуда начнется раскачка ситуации в Центральной Азии", — поделился он.
Внешние силы редко самостоятельно создают проблемы: чаще всего, исходя из геополитических интересов, они используют "благоприятную" обстановку, считает эксперт по вопросам национальной безопасности Таалайбек Джумадылов.
"В Каракалпакстане долго зрели необходимые предпосылки. Эта часть Узбекистана фактически является пустыней, она менее развита экономически. Этими обстоятельствами теперь могут воспользоваться в своих целях заинтересованные геополитические игроки", — полагает он.
Второй фронт: кому выгодна дестабилизация в ЦА?
Западные геополитические игроки заинтересованы в создании второго фронта в Центральной Азии, полагает Сариев.
"Сейчас в специальной операции на Украине наступает переломный момент. В этих условиях создание второго фронта выглядит логично, чтобы отвлечь Россию и попытаться снизить эффективность спецоперации", — считает он.
Политолог напомнил, что ранее высокопоставленные западные чиновники совершили ряд визитов в страны Центральной Азии. По мнению Сариева, "турне" не было случайным: гости из-за рубежа выясняли, какой позиции придерживаются республики ЦА.
По мнению Бактыгулова, база для второго фронта сейчас разворачивается не только в Центральной Азии, но и в других точках земного шара.
"На самом деле второй фронт разворачивается везде, даже Арктика стала одной из зон противодействия. Если взглянуть на Азиатско-Тихоокеанский регион, то стоит упомянуть новый союз Австралии, Великобритании и США — AUKUS, который поддерживает Японию. Второй фронт — это уже горячая фаза. Какой из этих регионов выстрелит в горячую фазу, это уже вопрос очередности", — считает он.
Быть начеку: к чему должны быть готовы страны ЦА?
Учитывая возможные попытки раскачать ситуацию в Центральной Азии, Кыргызстан должен быть начеку, уверен Сариев.
"События в Каракалпакстане должны быть тщательно проанализированы на предмет внешнего воздействия. Сейчас нужно быть максимально осторожными. Задача аналитических структур постсоветского пространства — разобраться в истинных причинах этих событий. Так или иначе, надо быть готовыми к возможной дестабилизации в Центральной Азии", — отметил он.
Притчин же считает, что события в Каракалпакстане — это сугубо региональная история и вряд ли ее можно применить для других частей республики и Центральной Азии в целом.
По его словам, Мирзиёев смог оперативно отыграть ситуацию, заявив, что поправки не будут выноситься на референдум, но при этом силовой компонент был усилен, чтобы не допустить незаконных действий по дестабилизации ситуации в стране.
"Скорее всего, мы увидим, что власти Узбекистана будут отслеживать общественно-политическую ситуацию в Каракалпакстане, но при этом создавать условия для социально-экономического развития региона, чтобы предотвратить повторение этих событий", — заключил он.
Организаторы, заказчики и активные участники событий в Казахстане и Каракалпакстане пока не задержаны в полном составе: они находятся на свободе и готовы к дальнейшим действиям, в то время как члены террористических организаций пользуются ситуацией в Афганистане и организуют разведывательные миссии в регион, поделился мнением Бактыгулов. По его словам, в этих условиях странам Центральной Азии необходимо объединяться.
"Мы в одной лодке. Ни одна из наших стран не сможет справиться, если ее назначат мишенью. Как обеспечить безопасность? В рамках ОДКБ надо активизировать работу по усилению эффективности коллективных сил быстрого реагирования центральноазиатских стран", — считает он.
Кыргызстану необходимо дать ответ на возникшие глобальные вызовы, считает Джумадылов. По его словам, республика находится на геополитическом перекрестке.
"Такое положение либо создает возможности, чтобы улучшить благосостояние страны, либо становится почвой для возникновения кризисных явлений", — отметил он.
Выбор же остается за Кыргызстаном, заключил эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus