Недавний дипломатический скандал между Россией и Казахстаном в очередной раз подтверждает ставшую расхожей истину, что президент Токаев находится в критической зависимости от местных националистов и делает всё возможное, чтобы обеспечить себе их поддержку на внеочередных президентских выборах.
Невозможно себе представить, что оправдавшего убийство русских Петра Врублевского не выслали из страны и продолжают привечать как главу дипмиссии киевского режима в Казахстане без прямого и явного одобрения на то главы государства.
Мало того, казахстанский МИД вызывал российского посла Алексея Бородавкина на «жёсткий разговор» по поводу высказывания официального представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации Марии Захаровой, которое по мнению казахстанской стороны, «не соответствует духу равноправного стратегического партнерства».
Ранее посла Казахстана в России Ермека Кошербаева вызвали в МИД России из-за ситуации с тем же Врублевским. Комментируя встречу, Захарова заявила, что посланец киевского режима «вновь объявился в столице Казахстана, причем явно не для того, чтобы просто собрать вещи и забрать семью».
По мнению официального представителя МИД Казахстана Айбека Смадиярова, тональность ее заявлений диссонирует с характером союзнических взаимоотношений Казахстана и России как равноправных стратегических партнеров. Не сам же господин Смандияров пришел к такому парадоксальному и демагогического выводу! Ни один казахстанский чиновник даже не чихнет без соизволения Акорды.
В Карнеги Центре так объясняют мотивации хозяина Акорды:
«Токаев надеется успеть провести голосование, пока бурная геополитическая ситуация вокруг Казахстана ненадолго замерла. Война России с Украиной завязла в позиционных боях, а китайский лидер Си Цзиньпин планирует переизбираться на новый срок в октябре этого года. До тех пор Пекин, скорее всего, будет занят внутренними делами…
Токаеву вряд ли хотелось откладывать выборы в туманное будущее 2024 года, когда они должны были пройти по плану. Поэтому сейчас, когда выдался удобный момент, он пытается зацементировать предсказуемость по самому важному для него вопросу».
Этому объяснению вполне можно поверить. Токаев стремится упрочить свой статус, что называется, здесь и сейчас, пока большим дядям в Москве и Пекине не до него.
Между тем, сегодняшние расклады таковы, что ведущую роль в казахстанском политикуме играют именно националисты, для которых русофобия является idée fixe.
По большому счёту, это, конечно, ксенофобия, свойственная ряду малых народов, внезапно обретших некую независимость и рвущихся встать в ряд если не великих, то хотя бы значимых держав если не всея планеты, хотя бы своего близлежащего региона.
Политики таких стран выискивают в истории своего народа периоды мифической великодержавности и трактуют нахождение в составе российской империи и Советского Союза как оккупацию русскими и советскими колонизаторами, остановившими неудержимый и стремительный рывок тех или иных аборигенов к мировому величию, до которого оставался всего-то один шаг.
На самом же деле, тем же вечно враждующим между собой жузам Казахского ханства оставался всего один шаг до полного разгрома джунгарами или китайцами, а затем – и полного исчезновения с лица истории.
Джунгары просто физически уничтожили бы покорённых казахов, а китайцы их ассимилировали, как они уже поглотили более ста народов и племён, оказавшихся в ареале интересов Поднебесной.
Токаев не смог или не захотел вычистить казахстанский властный олимп от воинствующих ксенофобов. Прежде всего, он был ограничен присутствием в республике западных транснациональных корпораций, владеющих львиной долей природных богатств казахстанской земли. Да и для чистки русофобов потребовались бы недюжинная политическая воля и твёрдая опора на Россию, переход на реальное стратегическое партнерство с Москвой.
Скорее всего, Токаев и сам этого не хотел, так как мания ностальгии по утраченной великодержавности (в чем виноват, конечно зловещий северный сосед) овладела и его интеллигентской душой.
Как тут не вспомнить бессмертную максиму вождя мирового пролетариата, отрицавшего в одном из писем претензии интеллигенции на статус мозга нации!
Начало Россией СВО на Украине стало для казахстанских русофобов красной тряпкой, сигналом к скоординированной атаке на всё русское.
Медийный клич «солидарности с Украиной» прогремел во всех казахстанских соцсетях. Люди, украсившие свои аватарки «жовто-блакитной» окраской, исторгали из своего больного мозга мегатонны ненависти к России и русским. Платформы TikTok и YouTube вывели на информационную арену самых лютых русофобов.
Вот ряд примеров запредельной русофобской лексики таких, с позволения сказать, активистов, которые приводит портал Stanradar: «…Я хочу обратиться к этим русскоязычным г****нам… угомонитесь, д*****бы… либо вас вырежут как баранов… …если воевать, то давайте за Украину воевать, раз****м эту Рашку… …заберём нашу Тюмень, Саратов, Оренбург… …давить этих п******ов надо…» – это отрывок из видео, которое ещё весной разошлось по ТикТоку, мессенджерам и соцсетям, собрав сотни тысяч просмотров. Автор видео громко заявляет, что живёт в Алма-Ате и ни от кого не скрывается.
Ещё один храбрый интернет-воин Даулет Ахылбеков начинает своё видеообращение к русским со слов: «…вы черти трусливые», дальше он называет русских рабами, п*******ми и сообщает, что им «…скатертью дорога – в задницу…».
Регулярно подбрасывает порцию своих дровишек в костёр бывший медиаменеджер, а ныне обычный алкоголик-русофоб Арман Шураев. Он призывает своих сторонников бить машины с символикой из буквы Z, заставляя хозяев этих автомобилей сдирать эту символику самолично и извиняться на камеру.
Вот другой национал-активист подходит к сидящему в машине пожилому русскому мужчине и, развязно здороваясь «Привет, дед!», спрашивает у того, почему он повесил «колорадскую ленту» на машину и в приказном тоне говорит тому снять её, аргументируя это тем, что «её давали за убийство моих дедов, за колонизацию Азии». Растерянный и испуганный дедушка лезет снимать ленту. И вот на видео уже следующий русский мужчина в годах – активист стучится в окно его машины и требует «пояснить за колорадскую ленту». Только на этот раз у активиста не получается взять человека «на испуг», мужчина отказывается снять ленту с машины, на что национал-активист устраивает перебранку, снимает на камеру номер машины и заканчивает видео едва завуалированной угрозой «Всегда здесь стоишь? Ну, смотри…»
Если раньше казахстанские власти все-таки делали вид, что такие антирусские выверты им чужды и не приветствуются Акордой, то теперь русофобии дан зелёный свет.
Потворство людоедскому демаршу Врублевского – тому доказательством.
Куда деваться, нужны же Токаеву голоса русофобов!
Но понимает ли он, что со временем ярые казахстанские националисты доберутся и до него… И не пожалуют.
Тогда, возможно, Токаев вспомнит русскую поговорку, которую он, надо полагать, не раз слышал в стенах московского МГИМО: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю».
Только радости от такого воспоминания человеку, которого едва не вынесли с самыми печальными последствиями, его бывшие (и будущие?) избиратели, будет явно мало.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Правила комментирования
comments powered by Disqus