Одной горячей точкой в Центральной Азии стало меньше
Пока таджикские и киргизские политики ломают копья вокруг демаркации границы в Сулюкте и Кулунду, где недавно шли кровопролитные бои, Ташкент, проявив благоразумие, продемонстрировал, как можно решать сложные пограничные вопросы.
14 ноября на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов прокомментировал решение официального Ташкента о передаче спорной территории на горе Унгор-Тепа (Унгар-Тоо) Киргизии.
Это одна из самых высоких точек Ферганской долины, на которой с советских времен расположены радиорелейные и телевизионные антенны Узбекистана и Киргизии. Вокруг этой вершины почти 30 лет велись споры и проводились военные операции. Теперь появилась надежда на разрешение конфликта.
Абдулла Арипов объяснил, что подняться на вершину горы со стороны Узбекистана невозможно. «Дорога только со стороны Кыргызстана. Есть такой нюанс. Многие об этом не знают. Из-за того что [дорога] с их стороны, мы предложили компромиссный вариант по совместному использованию [горы]. Мы создаём возможность для выделения им местности, но они должны создать условия, чтобы мы могли подняться и спуститься с горы. Есть такая договорённость», - сообщил глава узбекского правительства.
Переговоры велись с весны 2021 года, когда Бишкек сообщил, что готов открыть транспортное и авиасообщение в узбекский анклав Сох, расположенный на территории Киргизии, и жители анклава смогут свободно передвигаться через госграницу. Ташкенту предлагалось передать местность Унгар-Тоо Киргизии, с сохранением узбекских антенн.
Соглашение по делимитации границы поддержал комитет Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграции, а 17 ноября киргизский парламент Жогорку Кенеш одобрил ратификацию Соглашения по делимитации и демаркации границы между Кыргызстаном и Узбекистаном.
За проект закона «О ратификации Договора между Кыргызстаном и Узбекистаном об отдельных участках кыргызско-узбекской государственной границы», подписанного 3 ноября 2022 года в городе Бишкеке проголосовали 64 депутата, 19 человек (большая часть представители партий «Альянс» и «Ыйман Нуру» (Свет Веры) выступили против.
С киргизский стороны решение принималось нелегко и чрезмерно эмоционально. На заседании произошла драка между депутатами Фархатом Исмаловым и Омурбеком Бакировым.
Для киргизской стороны наиболее болезненным стал вопрос передачи Узбекистану Кемпир-Абадского водохранилища, за что в качестве компенсации Бишкек получает 18 тыс. гектаров пограничных земель, притом что для управления водохранилищем страны создадут совместное предприятие. Кроме того, Бишкек обменял территорию эксклава Барак. Как сообщил глава ГКНБ Камчыбек Ташиев: «Мы Барак обменяли на участок вблизи Кара-Суйского района. Получили 208 гектаров орошаемой земли. Теперь начнется демаркационная работа, люди из Барака переедут в Кыргызстан. Жителям выплатим компенсацию и построим дома».
Несмотря на принятое решение, противники передачи земель из так называемого Комитета поддержки Кемпир-Абадского водохранилища обещают президенту Жапарову судебные тяжбы и общественные протесты.
Власти уже задержали 20 активистов по обвинению в подготовке к массовым беспорядкам, что вызвало протесты западных правозащитников из Международного партнерства по правам человека (IPHR), Хельсинкского фонда по правам человека (HFHR), организации «Свобода сейчас» (Freedom Now) и других.
Президент Киргизии Садыр Жапаров прокомментировал заявление недовольных соглашением, предложив: «Давайте сегодня поставим точку, вопрос не только в Узгенском районе. Решается вопрос всей кыргызской границы протяженностью около 1,5 тысячи километров. Это вопрос, который касается целостности, национальной безопасности всей страны. Нельзя к нему относиться с личной обидой...» Жапаров отметил, что соседний Узбекистан, прагматично реагирующий на пограничные решения, обошел Киргизию на десятки лет: «Они обошли нас на 30-40 лет. Пока мы умеем только кричать. Не говорю о вертолетах-самолетах, но за 30 лет мы не построили даже фабрику по выпуску спичек. Если мы предложим им обменяться другими землями, они тут же согласятся, потому что знают, что водохранилище не высохнет, а они все это время будут пользоваться другими плодородными землями, будут собирать урожай».
Тем временем 18 ноября в Ташкенте Сенат Республики Узбекистан одобрил закон о ратификации двусторонних соглашений об отдельных участках узбекско-киргизской границы и о совместном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского водохранилища. Есть шанс, что одной горячей точкой в Центральной Азии стало меньше.
Правила комментирования
comments powered by Disqus