О том, что в «мягкой силе» России есть проблемы, говорят все кому ни лень. Начиная от учёных-международников, до простых граждан. В особенности, эти вопросы стали актуальными после начала российской специальной военной операции на Украине. И когда конфронтация идёт по всем фронтам между свехдержавами, небольшим государствам нужно выбирать, с кем идти. Вот тут и возникает вопрос о роли в этом выборе того, что называют «мягкой силой».
Небольшой экскурс в историю. Термин мягкая сила впервые был придуман и упомянут Джозефом Наем-младшим в 1990 году. Сам термин имеет неточные формулировки, но при этом суть явления передана верно. «Мягкая сила» – это способность формировать предпочтения других, которые, как правило, связаны с нематериальными активами, такими как привлекательная личность, культура, политические ценности и институты, а также политика, которая рассматривается другими как легитимная и имеющая моральный авторитет».
Из этого можно сделать вывод о том, что «мягкая сила» есть «мягкое насаждение» принципов, чуждых обществу, к которому она применяется.
Тогда возникает закономерный вопрос – как происходит это «насаждение»? По словам Ная, сделать это можно через искусство, литературу, язык. Самый яркий пример использования «мягкой силы» – это Голливуд, «кузница грёз». Не секрет, что смотря американские фильмы, сериалы мы, подчас, подстраиваемся в те реалии или несём ту культуру, о которой нам рассказывается в кино. Чаще всего делаем мы это неосознанно. Конечно, в Советском Союзе тоже снимали фильмы, иногда даже лучше всяких американских блокбастеров. Однако СССР канул в Лету. И нишу «мягкой силы» заняли другие…
Кто эти «другие»?
Интересно, а в Средней Азии есть проблемы с продвижением «мягкой силы» России? Скорее да, чем нет. И аргументов этому достаточно. Начнём, пожалуй, с самого актуального, с образования.
Например, не так давно в Кыргызстане прозвучала идея о том, чтобы построить 9 школ европейского уровня.
«Хочу, чтобы в ближайшее время мы стали свидетелями рождения 10-миллионного гражданина. Хочу, чтобы наши дети никуда не уезжали. Мы будем больше вкладывать в образование и здравоохранение. Сегодня подписан меморандум о строительстве девяти школ. Они будут стоить не менее $30 миллионов. Мы уже начинаем строить школы будущего, они будут лучше, чем школа «Газпрома». В этом году в течение четырех месяцев было построено 15 школ европейского уровня», — сказал председатель правительства Акылбек Жапаров.
Для страны, где есть нехватка школьных зданий – эти школы, конечно, выход из положения. А вот какая там будет идеологическая компонента? Ведь далеко не секрет, что на уроках в таких школах будут говорить детям, что кыргызы произошли чуть ли не «от Адама с Евой». Так уже было на Украине, когда в библиотеках находили книги по истории «Независимой Украины», выпущенные на средства «Фонда Сорос».
Ещё в 2015 году депутат от Государственной Думы Владимир Бурматов возмущался по этому поводу:
«И никому в голову не приходило, зачем Сорос, который никогда не был замечен в гуманитарном простодушии, тратит на учебники свои деньги. С какой радости? Беда на Украину пришла вместе с учебниками. Я их держал в руках. Там написано, что великие укры выкопали Черное море лопатами. Это не шутки и не анекдот. Там написано, что все народы, включая древних греков, произошли от укров. Написано, что русский язык и восточно-европейские языки являются диалектом украинского языка. Ну а герой этих учебников - небезызвестный Бандера».
Либо в этих школах будут внушать, что небинарные личности, 50 и более гендерных типов, толерантность по отношению к ЛГБТ – это нормально и правильно. В общем, весь набор леволиберальной повестки.
ВУЗ – и ныне там!
А что же с высшим образованием? В принципе, там всё более-менее. В Кыргызстане действует 64 ВУЗа. В 2021 году в «10 лучших» по версии самих абитуриентов, попали «Кыргызско-Турецкий университет Манас» (1 место), Кыргызско-Германский институт прикладной информатики (3 место), АУЦА (4 место), и замыкает «10» Кыргызско-Российский Славянский Университет.
Возникает закономерный вопрос - почему абитуриенты выбирают западные ВУЗы?
Скорее всего, из-за того, что там выше качество получаемых знаний, да и лучше техническое оснащение.
Все же видели главный корпус «Славяна» в центре города? Здание бывшего «Дома офицеров», совсем не предназначенное для обучения студентов. Тёмные, пустые, холодные коридоры, а в них гулким эхом слышится шёпот студентов, обсуждающих всех и вся. Летом, из-за отсутствия кондиционеров в кабинетах, стоит невыносимая жара. С недавнего времени, студенты учатся в две смены.
При этом туда подают документы, далеко не глупые абитуриенты, с активной жизненной позицией. Однако в самом университете, они подпадают под западное влияние. Например, небезызвестная кафедра журналистики с её бессменным заведующим, сотрудничает с «Kloop.kg», «Kaktus.media» и прочими СМИ, работающими на западные гранты. Безусловно, издание «Sputnik Кыргызстан» не может всех взять на работу, а работать где-то надо. Вот и вчерашние студенты-журналисты устраиваются туда, где платят. И несут в массы то, за что получают деньги.
Или, например, кафедра религиоведения. В апреле для студентов этого направления, читал лекции приглашённый профессор из Польши – «форпоста НАТО». А потом студентов забирают на учёбу в западные вузы, «промывают им мозги», возвращают обратно. Усвоенные за границей идеи, вчерашние студенты «несут в массы» на родине.
А что, профессоры у нас только в Польше есть? Почему бы не пригласить из России?! Тем более, что университет российский, а запускать туда представителей, как это сейчас называется, недружественных государств – самим рыть себе яму.
Пропагандистский рупор?
Ну, и нельзя обойти вниманием СМИ. В последнее время это слишком животрепещущая тема ввиду того, что в ней заправляют западные фонды и гранты. Сложилась удручающая картина монополии подконтрольных объединенному Западу ресурсов на информацию. Например, один кыргызстанских источников, рассказывал о том, что органы государственной власти страны стали значительно сокращать контакты с российскими изданиями. Выражается это в том, что журналистов из проросийских изданий перестали приглашать на мероприятия, организованные кыргызстанскими министерствами, вузами и общественными организациями. Тем самым «грантоеды» получили монополию на информацию.
Можно ли в таком случае говорить о том, что Кыргызстан независимая страна?!
Но есть же ещё «голубой экран». По состоянию на 2018 год, по «информированности о ТВ-программах» на первом месте оказались российский «Первый канал» и национальный «КТРК» - по 89% телезрителей. А на дворе ведь уже 2022 – как сейчас ситуация выглядит, никто не знает. Позднее исследования телеаудитории не проводились.
В последние годы телевизору все больше составляют конкуренцию интернет-издания. По данным Similarweb, за октябрь кыргызстанцы чаще всего посещали прозападные ресурсы. Это «kaktus.media», «24.kg», «kloop.kg» и всего один проросийский «Sputnik Кыргызстан».
Хочешь – не хочешь, а идеологическая наполненность будет с «западными ценностями».
***
Нельзя, конечно, говорить о том, что Россия пускает на самотёк состояние «мягкой силы». «Русский Дом» (Россотрудничество) проводит мероприятия, конкурсы, приглашает разных спикеров, отправляет студентов на учёбу в Россию. Только за 2021 год в РФ было отправлено 500 человек в качестве будущих бакалавров и магистрантов.
При этом, например, для школьников в Кыргызстане действует программа «Flex» для отбора и обучения их в школах США. А для студентов полным-полно программ, западных странах. Только в Венгрии обучается 5000 кыргызстанцев в 29 вузах страны.
Возвращаясь к «мягкой силе». 500 квот для 7-ми миллионного Кыргызстана, имеющего «пул прозападников», это «капля в море». Не факт, что многие из этих студентов вернутся на Родину и пополнят ряды людей, имеющих пророссийские взгляды.
Правила комментирования
comments powered by Disqus