12 декабря состоялось расширенное заседание правительства Казахстана. На нем глава республики Касым-Жомарт Токаев подвел итоги работы кабмина за текущий год и поставил задачи на предстоящий. Итоги оказались весьма печальные. Рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%, инфляция, составив 19,6%, достигла исторических максимумов за последние 14 лет (причем продовольственная инфляция превысила 24%), реальные денежные доходы населения демонстрируют самые низкие темпы роста за последние пять лет. Из 284 запланированных инвестиционных проектов реализовано только 43 (всего 15%!). Однако, судя по докладам акимов на встречах с населением, жить год от года становится «все лучше и веселее».
В качестве одного из приоритетных направлений глава государства обозначил решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства. Различные ЧП в этой сфере стали обыденными, и это несмотря на то, что должностные лица постоянно рапортуют о готовности к зиме, а объекты, на которых потом происходят аварии, получают паспорта готовности. Череда аварий в Петропавловске, Темиртау, Степногорске, Балхаше, Караганде, Актобе, Риддере (причем на некоторых ТЭЦ они приобрели хронический характер) говорит о деградации объектов жизнеобеспечения населённых пунктов Казахстана.
И это понятно. За годы независимости не построено ни одной новой ТЭЦ. Между тем треть ТЭЦ отработали более полувека, а текущий план ремонтных работ на электростанциях исполнен всего на 76%. По сравнению с 2021 годом количество аварийных остановок энергетического оборудования увеличилось на 22%, а их продолжительность – на 16%. По предварительным данным, на срочную модернизацию только 19 самых проблемных ТЭЦ потребуется около 90 млрд тенге.
Ситуация в отрасли катастрофична: средний износ ТЭЦ и сетей теплоснабжения по стране достиг 66%, а в некоторых городах превышает и 80%! И это при том, что президент неоднократно поручал правительству взять на контроль модернизацию энергообъектов. Однако ситуацию это не изменило, акимы, министры продолжают самоустраняться от проблемы. Более того, некоторые, подобно исполнительному директору Риддерской ТЭЦ Рустембеку Конырову, заявляют, что «проблема износа оборудования надуманная» и существует только на бумаге.
В результате коррупции, некомпетентности, безответственности чиновников десятки тысяч людей зимой остаются без тепла. Ярким примером этого стала авария на Экибастузской ТЭЦ, оставившая без тепла город с более чем 130-тысячным населением. О возможной аварии в Экибастузе специалисты предупреждали еще летом. Износ введенной в строй 66 лет назад Экибастузской ТЭЦ превышает 90%, тем не менее, будучи акимом Павлодарской области Абылкаир Скаков в августе обещал, что не даст Экибастузу замерзнуть. В сентябре ему вторил проверявший подготовку к отопительному сезону глава Минэнерго Болат Акчулаков, уверявший, что отопительный сезон пройдет в штатном режиме. Увы…
По мнению руководства АО «Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация» (куда входит Экибастузская ТЭЦ), виноваты в аварии сами жители, которые мало платят компании за коммунальные услуги, и это при том, что в Экибастузе один из самых высоких тарифов по республике!
Сегодня 22 из 37 ТЭЦ в Казахстане находятся в частной собственности. Самые проблемные из них, судя по всему, власти хотят вернуть государству. Теперь правительству и акимам предстоит принять решение по каждому объекту критической инфраструктуры, где собственниками за последние годы ничего не сделано.
Ситуация усугубляется также и высокой энергоёмкостью экономики страны. По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость казахстанской экономики – в среднем 0,22 килограмма нефтяного эквивалента/доллар, тогда как в США этот показатель составляет 0,111, Китае – 0,128, Франции – 0,083, Германии – 0,071. Кроме самих ТЭЦ, в плачевном состоянии находятся и тепловые сети: их средний износ более 75%. Протяженность теплосетей, нуждающихся в срочной замене, превышает 1,5 тыс. км, их ремонт оценивается в 528 млрд тенге.
Президент поручил правительству за три года решить данный вопрос через «адекватное бюджетное кредитование и тарифную политику». Однако капитальное решение проблемы требует таких огромных вложений, которые казахстанский бюджет не потянет. Предлагается частные объекты модернизировать в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции». Идея программы состоит в том, чтобы путем роста действующего тарифа добиться увеличения ежегодных инвестиций в 3 раза и сократить износ генерирующих мощностей к 2035 году на 15%, а показатель износа сетей к 2029 году - на 20%. За счет роста тарифов планируется привлекать в энергетику до 400 млрд тенге инвестиций в год.
Напомним, аналогичная программа «Тариф в обмен на инвестиции» с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию действовала с 2009 по 2015 год. За этот период тариф вырос почти вдвое, инвестировано свыше 1 трлн тенге средств потребителей. При этом износ генерирующих мощностей остался на высоком уровне, никуда не делась и проблема сверхнормативных потерь в транспортных сетях.
И это понятно. При отсутствии адекватного мониторинга и контроля, дутых показателях деньги, получаемые за счет тарифообразования, нередко идут по нецелевому назначению. С 2016 года владельцев энергопроизводящих организаций от инвестобязательств освободили, но на тарифах это не отразилось – Минэнерго оставило их на прежнем уровне.
Сегодня власти лихорадочно ищут деньги на модернизацию. А ведь на ту же выставку EXPO «Энергия будущего», например, с размахом проведенную в Астане в 2017-м, их не жалели. По подсчетам Ranking.kz, на неё было потрачено больше средств, чем на развитие топливно-энергетического комплекса Казахстана. Где результат? Прошло пять лет, а казахстанские города всё еще живут на изношенных до предела энергоактивах, построенных в прошлом веке. Даже в столице ТЭЦ-3 пытаются построить более десяти лет!
Необходимо выстраивать новую архитектуру тарифной политики, действующие подходы к тарифообразованию не работают. При этом следует, не создавая избыточного давления на потребителей, найти баланс между размерами тарифов и платежеспособностью населения.
Проблемы высокого износа систем тепло-, энерго- и водоснабжения известны всем и упираются в неэффективность нынешней системы государственного управления. Ограничившись публичным разносом, никому из чиновников президент не вынес ни выговора, ни даже замечаний.
Однако безнаказанность (наряду с непотизмом, когда получают должности благодаря родственным, личным связям или путем взяток) - одна из причин того, что многие казахстанские проблемы годами не сходят с повестки дня. Безусловно, кадры решают все, однако кадровый состав госорганов и эффективность их работы оптимизма не вызывают. Так же, как и запутанная (частная, государственная, квазигосударственная) система собственности энергетических активов.
Президент заявил, что стране нужны «эффективно работающие технократы», и в 2023 году он планирует провести масштабную кадровую перестройку. С имеющимися кадрами Новый Казахстан, предполагающий новые идеи, компетентность, инициативность, не построить. Отметим, что подбор кадров – это прерогатива главы государства, но за время своего предыдущего президентства он таких не нашел. Несмотря на жесткую критику с его стороны, на «манеже» - все те же.
А ведь у президента для привлечения на государственную службу квалифицированных специалистов есть целое Агентство по делам государственной службы, которое должно приглашать на госслужбу тех, кто предлагает конкретные, адекватные решения назревших проблем и готов нести за них ответственность. Пока же уверенности в том, что очередная (пусть и масштабная) рокировка состава кабмина изменит жизнь страны, нет. Похоже, что нет ее и у президента, поскольку сделанный им прогноз безрадостен: «…следующий год, вероятно, будет более сложным и трудным, чем нынешний».
Правила комментирования
comments powered by Disqus