Разбираемся, как реформа энергетической отрасли поможет развить ВИЭ в Кыргызстане
Возобновляемые источники энергии — тема, крепко занявшая свою нишу в информационном и идейном пространстве мирового сообщества. На так называемую «зеленую энергетику» делают ставку многие развитые страны в рамках борьбы с изменениями климата. Энергия рек, ветра, солнца действительно предоставляет экологически разумную альтернативу классическим энергоносителям. Другое дело, что экономика ВИЭ далека от совершенства — для активного внедрения зелёных решений в ТЭК страны требуется значительная поддержка государства, а иногда и международных организаций. Жаркие дискуссии вызывает и выбор наиболее эффективных решений для той или иной страны с учетом множества природных и социально-экономических факторов.
Положение Кыргызстана в вопросе развития ВИЭ достаточно неоднозначно. С одной стороны, реализуется международное сотрудничество в данной отрасли — мы уже писали, например, о строительстве новой солнечной электростанции при поддержке Международной финансовой корпорации. С другой стороны, системные проблемы кыргызстанской энергетики тормозят реализацию любых совместных проектов. Вот и сегодня в Японии глава ЕБРР Одиль Рено-Бассо сказала главе кабмина Акылбеку Жапарову, что деньги на новые проекты по ВИЭ Кыргызстан получит только после улучшения национального законодательства.
В связи с этим редакция Vesti.kg решила разобраться, какие особенности национальной энергетики препятствуют развитию возобновляемых источников энергии.
Первый комментарий о проблемах развития ВИЭ в Кыргызстане Vesti.kg получили от председателя Ассоциации возобновляемых источников энергии КР Элеоноры Казаковой.
— Мы давно обсуждали с ЕБРР вопрос о выделении денег на энергопроекты Кыргызстана по ВИЭ, — поделилась эксперт. — Еще в 2009 году был проект по малым ГЭС, например. Но до сих пор в этой сфере возникают проблемы с выделением земельных участков и водных ресурсов под электростанции. Проблема в том, что свое видение имеют все министерства, связанные с ВИЭ — и Министерство природных ресурсов, и Минсельхоз, и Минэнерго. Получается история, как в басне про рака, лебедя и щуку. Для принятия гармоничных решений необходимо функционирование рабочей группы из всех профильных министерств, слаженная совместная работа.
Казакова дополнила свой рассказ и другими факторами, которые тормозят развитие возобновляемой энергетики в стране.
— На данный момент президент поручил создание новых редакций Земельного и Водного кодексов, — отметила собеседница. — До завершения работы над этими законами разработка новых профильных НПА не имеет смысла — возможны коллизии.
В торможение развития ВИЭ в Кыргызстане свою лепту вносят и особенности структуры правительства, функциональных обязанностей профильных министерств, возникает дублирование функций и всё те же коллизии. Кроме того, нужен новый закон об энергетике, который практически готов, но был отправлен кабмином на доработку. Необходимы изменения в закон о ВИЭ, поскольку он сейчас отстает от изменения структуры энергетического сектора.
Действительно, в рамках сложившегося законодательства получилось, что развитие отрасли зелёной энергетики зависит от целого ряда министерств. При этом для большинства госорганов на деле повестка на стыке энергетики и экологии не является ключевой. Поэтому создание рабочей группы и организация слаженной работы специалистов различного профиля требует как минимум сильной политической воли.
Дополнила комментарий коллеги в разговоре с Vesti.kg президент Центра развития возобновляемых источников энергии и энергоэффективности Татьяна Веденева.
— Главное, что нужно понять про совершенствование республиканского законодательства о ВИЭ — это не вопрос двух-трех дней, — подчеркнула эксперт. — Необходим комплексный подход с участием грамотных технических специалистов, юристов-земельщиков, юристов, специализирующихся в области энергетики, представителей органов государственной власти. Их работа должна согласовываться, это займет не менее полугода интенсивной работы. При условии полного содействия госорганов.
Следовательно, к рискам юридической необустроенности энергетики Кыргызстана добавляется еще и временной фактор. Тормозить работу межведомственной группы могут не только противоречия в задачах министерств, но и коррупция. Более того, проблема развития ВИЭ оказывается сопряжена и с рисками политической дестабилизации — очередная революция может лишить власть возможности обеспечить интенсивную работу над удалением противоречий в энергетике в течение полугода-года.
Некоторые другие проблемы энергетической отрасли отметил в разговоре с Vesti.kg эксперт в области энергетики Расул Умбеталиев.
— У нас в энергетике уже тридцать лет застой, — посетовал специалист. — Позитивного движения нет. Ключевые факторы происходящего регресса включают в себя провал кадровой политики — происходит слишком частая смена отраслевых управленцев, не хватает квалифицированных кризис-менеджеров. С приходом новой власти говорили о новых проектах, оказалось — просто слова. Но главная проблема развития энергетического комплекса — это отсутствие стратегической программы. Она должна создаваться, помимо всего прочего, на 10-15 лет, сообразно основным долгосрочным энергетическим проектам.
Выходит, развитие энергетики, в том числе возобновляемой, в Кыргызстане происходит практически хаотично, без ключевого стратегического документа, способного обеспечить позитивный рост отрасли вне зависимости от политической турбулентности в обществе. Это означает, что каждый новый президент республики, приводящий во власть новую политическую элиту, в большей степени влияет на тренды развития отрасли, чем что-либо ещё. Неудивительно, что от пятилетки к пятилетке Кыргызстан стремится то к одним, то к другим проектам, но далеко не все они становятся реальностью.
Таким образом для ВИЭ Кыргызстана можно выделить три ключевые пункта эволюции, без которых рассчитывать на рост иностранного финансирования отрасли и вообще на значимое её развитие не приходится. Во-первых, необходима слаженная и долгосрочная работа инициативной межведомственной группы, способной гармонизировать юридическую и идейную инфраструктуру сектора. Во-вторых, государство должно обеспечить четкое разделение обязанностей и функциональных возможностей среди профильных министерств. Это необходимо для ухода от дублирования функций госорганов и избежания коллизий в законотворческой деятельности. В-третьих, необходимо создание энергетической стратегии, отражающей ориентиры развития всей энергетической отрасли на 10-15 лет вперёд. Таким образом будет осуществлена преемственность развития энергетики Кыргызстана вне зависимости от смены политических элит, а значит, и устойчивость одной из главных систем государства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus