3 мая стало известно, что грузоперевозчики с товарами параллельного импорта стали объезжать Казахстан. Об этом сообщил глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
«Страна создает сложности на границе для такой продукции, поставщикам фактически закрыли границу», — сказал Матягин.
Глава Евразийского Аналитического Клуба Никита Мендкович предположил, почему это могло произойти. По его мнению, есть три возможных причины такого развития событий. Во-первых, это может быть связано с желанием Казахстана «поиграть в санкции».
«Казахстан реально решил поиграть в «соблюдении санкций», чтобы задобрить американцев. Причем скорей временно, чем постоянно. Если так, то это не страшно, но выглядит как некрасивый жест – и Казахстан ждет ответная реакция Москвы».
Во-вторых, санкционные товары могут принадлежать Китаю либо Ирану.
«Речь идет о блокировке транзита санкционных товаров из Китая и Ирана, на что косвенно указывает перечисление «Грузавтотрансом» альтернативных стран транзита В этом случае ситуацию могут не заметить»..
И, наконец, третий вариант – это может быть отголосок очередной борьбы за передел рынка.
«В Казахстане эти схемы традиционно «держит» семья Токаева и агрессивно выпихивает иные казахские компании, которые выходят на этот рынок. Кроме того, речь может идти о попытках переключить импорт прежних держателей – на другие транспортные компании. В Казахстане последнее время очень беспокоятся из-за усиления перевозчиков из России и Белоруссии, и регулярно просят власти как-то ограничить их и поддержать местных дальнобойщиков».
Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов выдвинул свою версию произошедшего. По словам эксперта, ничего сверхъестественного не произошло.
«Перевозки через казахстанскую границу ведутся в прежнем режиме, ни о каком «фактическом закрытии» речи не идёт. Новая система, введённая с 1 апреля, не могла повлиять на торговлю и транзит, потому что: она только начинает нормально работать. Её запуск не мог помешать перевозчикам пересекать границу; она введена для контроля за загрузкой автомобильного и железнодорожного транспорта и за правильностью оформления перевозок. Масштабного антисанкционного компонента она не содержит, товары, перевозимые по параллельному импорту, не отслеживает. Таможня могла бы определить, что груз перевозится по параллельному импорту, если бы в сопроводительных накладных и декларациях были специальные графы. Такие подробности перевозчики не документируют, поэтому препятствий параллельному импорту нет».
Правила комментирования
comments powered by Disqus