Сентябрь-начало октября 2013 г. запомнятся как время, когда Россия, другие страны СНГ и Китай стремились выстроить не только систему обеспечения экономических интересов, но и систему безопасности в Центральной Азии.
Как мы указывали в предыдущем номере,
13 сентября здесь встретились лидеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Перед саммитом было заявлено о подготовке тракта в отношении участников саммита. 16 сентября госкомитет нацбезопасности Кыргызстана сообщил о задержании в конце августа в Оше диверсионной группы из так называемого «Союза исламского джихада» в составе двух киргизских граждан и гражданина Казахстана, «переброшенных из Сирии».
В экономической программе чувствовалось преобладание Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил о десятках миллиардов долларов инвестиций для Центральной Азии. Это 30 миллиардов для Казахстана, 15 миллиардов для Узбекистана, 6 миллиардов для Кыргызстана, планы строительства новых линий газопровода из Туркменистана в Китай, железной дороги из Китая в Ферганскую долину. Впрочем, для Кыргызстана миллиарды включают в себя доходы от транзита туркменского газа в предстоящие тридцать лет. Китай продолжает лоббировать создание Банка развития ШОС, куда КНР обещает вложить 10 миллиардов долларов. В Бишкеке все центральноазиатские лидеры поддержали китайскую инициативу, Россия выступила за откладывание ее до ноября.
Участники саммита приняли Бишкекскую декларацию глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Здесь призывается к мирному решению конфликта вокруг Ирана и его ядерной программы, ситуации в Афганистане после вывода оттуда иностранных войск. Относительно ситуации в Сирии государства — члены ШОС выступили за созыв международной конференции для примирения и нормализации в Сирии; осудили любые проявления терроризма и насилия над мирным населением, особенно на религиозной или национальной почве; поддержали инициативу о передаче сирийского химического оружия под международный контроль с его последующим уничтожением и присоединением Сирии к Конвенции о запрещении химоружия.
ОДКБ укрепляет границы
23 сентября 2013 г. в Сочи прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В принятом коммюнике было отмечено, что он «с озабоченностью воспринимает эскалацию международной нестабильности, связанной с конфликтными и кризисными ситуациями, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке».
Среди непосредственных угроз для Центральной Азии указывалось на то, что после вывода в 2014 г. войск международной коалиции из Афганистана: «есть основания полагать, что интенсивность афганского наркотрафика, активность террористических группировок будет значительно возрастать». При этом «уже сейчас экстремисты пытаются распространить свою деятельность на соседние страны включая территорию центральноазиатских государств — членов ОДКБ... Окажем дополнительную коллективную помощь Таджикистану в укреплении таджикско-афганской государственной границы». При этом российские пограничники не возвращаются на Пяндж.
Уже несколько лет государства-члены ОДКБ проводят маневры на своей территории. В Бишкеке президент В. В. Путин заявил: «В сентябре—октябре этого года проводятся три крупных учения: „Гром‑2013“ 20 сентября в Киргизии, „Взаимодействие‑2013“
Кто заполнит дефицит рабочей силы?
Стабильность по таджикскую сторону границы, в частности, и центральноазиатских странах СНГ вообще, возможна только при обеспечении минимальных жизненных стандартов. В том же Таджикистане, где горы составляют более 90 % и много молодежи, крайне важна возможность для трудовой миграции в Россию. Поэтому спикер Государственной думы Сергей Нарышкин 7 октября заявил, что трудовым мигрантам из Таджикистана предоставят право на работу в России в течение трех лет. С. Нарышкин отметил, что миграционные службы России и Таджикистана уже ведут соответствующие переговоры.
На XII Международном инвестиционном форуме «Сочи‑2013» 27 сентября 2013 г. премьер-министр России Д. А. Медведев заявил: «у нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, и поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой... Очевидно, что кому-то (и это, может быть, значительная часть населения) придётся менять не только место работы, но и профессию, и место жительства, но всё это нужно делать». Такой радикальный призыв к переселению населения городов и концентрации населения вокруг крупных агломераций уже не первый год беспокоит население российской глубинки.
Однако 3 октября министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил о меньших масштабах сокращений: «У нас сейчас исторически низкий уровень безработицы в пределах 5,4 процента, мы вышли на этот уровень в прошлом году. В условиях стагнации экономики сокращение занятости будет происходить постепенно, потихонечку от 5,2 процента к 6 процентам». При всей внешней радикальности заявления сразу последовали комментарии о том, что к концу ближайших пяти лет дефицит рабочих рук в стране будет составлять 2,2 млн человек, а к концу десятилетия — 7,2 млн человек. При этом, если оценивать только легальных мигрантов, то с 2000 года, за 13 лет, в Россию прибыло 3 млн 750 тыс. человек. Абсолютное большинство из них приехали на заработки.
Россия, которая сокращается
Одним из лучших выступлений в рамках Валдайского форума, стал доклад профессора МГУ Натальи Зубаревич, прошедший 16 сентября. Она описала основные демографические тенденции современной России, которую поделила на четыре группы: города с населением более 500 тысяч; с населением более 100 тыс.; периферийные малые города; республики юга России. При этом основными тенденциями являются общероссийское сокращение численности молодежи и экономическая стагнация (сокращение ВВП) в более чем трети регионов. По мнению Н. Зубаревич стабильные рост и развитие; концентрация квалифицированных кадров возможны только в городах первого типа. В 2012 г. Н. Зубаревич указывала, что города с населением свыше 250 тысяч человек развиваются гарантированно устойчиво, даже если это моногорода. При этом постоянно сокращается численность поселений: в сельской местности 13 % населенных пунктов не имеют постоянного населения, в 24 % живет до 10 человек. В населенных пунктах с населением менее 300 человек население продолжает сокращаться, с населением выше 3000 — растет. В итоге, Н. Зубаревич указала основную тенденцию: в России идет сжатие обитаемого и экономического пространства на фоне депопуляции, т. е. сокращения населения. Поэтому слишком большой отток в большие города будет все больше превращать Россию в пространство без населения.
Современная российская экономическая модель не дает возможности для приобретения собственного жилья и соответственно переезда с семьей для переселяющегося из глубинки населения. Это дает плюсы для иностранных мигрантов, которые готовы потерпеть в России ради лучшей жизни дома. Резкий рост численности мигрантов вызывает законные опасения. На встрече президента России В. В. Путина с активом партии «Единая Россия» 3 октября было сказано, что на законодательном уровне нужно решить проблему «резиновых» квартир. Москвич И. Абрамов из района Текстильщики заявил: «мы не против гостей, но когда гости соблюдают наши законы, уважают нашу культуру, наши традиции. Мы не согласны с хамским поведением, беспределом мигрантов. Сейчас модное слово „толерантность“ — это всего-навсего ширма для каких-то этнических преступлений». И это мнение очень многих российских граждан, особенно в больших городах...
Президент России ответил: «наша задача в том, чтобы и защитить интересы людей, которые к нам приезжают, а экономика требует наличия таких людей, особенно на тех специальностях, на тех профессиях, где местные жители не работают, и выстроить работу таким образом, чтобы они... знали обычаи и законы того региона, в который приехали, и соблюдали их, а к тем, кто не соблюдает, должны применяться все меры, предусмотренные законом». В. В. Путин заявил, что законопроект, где рассматривается вопрос о «резиновых» квартирах, был рассмотрен в ГосДуме в первом чтении и готовится ко второму. Для мигрантов, прибывающих в Россию: «Что касается стран ближнего зарубежья, то нужно работать там уже заранее в тех группах населения, которые приезжают, имеют здесь связи, контакты, создавать там курсы русского языка, создавать курсы по изучению традиций русского народа и России в целом, работать здесь с этими сообществами, причём работать настойчиво».
Таким образом, идея «железного занавеса» на границе России для мигрантов при всей ее внешней привлекательности не имеет особых шансов на осуществление. Охрана границ СНГ, недопущение радикалов и экстремистов в страны Центральной Азии и далее в Россию должны вестись как военными методами, так и путем поддержания стабильности на общем евразийском пространстве.
Правила комментирования
comments powered by Disqus