Правительство и Минфин РФ на днях приняли решение о субсидировании железнодорожных перевозок рыбы и продуктов ее переработки, но избирательно – только в отношении минтая. Во всяком случае, в текущем году. Такая ситуация, во-первых, наверняка приведет к дальнейшему удорожанию большей части рыбного ассортимента в ЕАЭС, а во-вторых, она очень схожа с периодическими проблемами по обеспечению Союза сахаром, зерновыми, продуктами птицеводства.
К тому же, по оценкам ЕЭК, за счет общесоюзного производства рыбной продукции – свежей, замороженной, консервированной – внутренний спрос в Союзе к настоящему времени обеспечивается самое большее на 60%.
На рынке этой продукции в Союзе доминирует Россия: в среднегодовом измерении это свыше 65% объемов производства, не менее 70% объемов совокупного рыбоимпорта других стран ЕАЭС. Основной российский рыбопоток в страны-партнёры по Союзу поступает из Дальневосточного региона (до 40%) и Северо-Западного региона (примерно 35%). Кстати, преобладающую часть промысла минтая обеспечивает дальневосточная акватория.
Минимальные расстояния железнодорожных перевозок рыбопродуктов в РФ – 700-1300 км, максимальные достигают 1600 км и более. А перевозочные тарифы, образно говоря, медленно, но верно повышаются и отнюдь не первый год. Потому неудивительно, что транспортная составляющая в конечной розничной цене российской рыбопродукции превышает 30%, а иногда достигает почти 45%. Хотя в других странах ЕАЭС наибольшая планка этого показателя пока не выше 25% (по внутренним рыбоперевозкам).
Соответственно, розничные цены примерно на 70% рыбного ассортимента в ЕАЭС за 2022 г. – первый квартал 2023 г., по имеющимся оценкам, увеличились на 15-20%, в том числе в РФ – на 25-30%.
Уже только эти параметры предопределяют значимость не только государственного, с российской стороны, но и межгосударственного – в рамках ЕАЭС – субсидирования данных перевозок. Разумеется, не только «минтаевых».
Как отмечает Илья Шестаков, глава «Росрыболовства» при Минсельхозе РФ, его структура недавно выходила с предложениями «по включению в программу субсидирования перевозок и прочих видов водных биоресурсов – главным образом, лососевой продукции. Пока мы не были поддержаны». Впрочем, И. Шестаков не решается критиковать решение, принятое только по минтаю, и даже его оправдывая: «Если мы распространим субсидии (перевозочные. – Ред.) еще на большие виды рыборесурсов, тогда основного вида, на котором мы сосредоточились, минтая, сможем перевезти в меньшем объеме». Имеется в виду растущее с начала 2020-х внутреннее потребление минтая ввиду максимального удорожания других видов рыбопродукции.
Точка зрения Геннадия Зверева, президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, более последовательная: «Если бы программа госсубсидирования перевозок была расширена с нынешних около 1 млрд руб. хотя бы до 2-2,5 млрд руб., это позволило бы увеличить объем перевозок рыбопродукции из Дальнего Востока в Европейскую часть страны (и в близлежащие Белоруссию, Калининградскую область РФ. – Ред.) на 200-250 тыс. тонн». Соответственно, госсубсидирование железнодорожной перевозки рыбы в РФ, «которое пока распространяется только на минтай, важно распространить, например, на сельдь и горбушу, пользующиеся сравнительно высоким спросом».
Косвенно иллюстрирует дороговизну поставок рыбопродукции с Дальнего Востока РФ в Белоруссию заявление губернатора Приморья Олега Кожемяко на встрече в Минске 6 июня с. г. с белорусским вице-премьером Леонидом Зайцем: «В прошлом году мы экспортировали в Белоруссию тысячу тонн рыбной продукции. Поставляем минтай, сельдь, кальмары, консервы. Объемы пока незначительные».
Отсутствие же субсидий на перевозки почти всех видов рыбопродукции обусловлено и тем, что в общем объеме вылова и в совокупном объеме переработки рыбосырья в Приморье и Северо-Западном регионе РФ доля инвалютного экспорта оттуда в дальнее зарубежье к настоящему времени превышает 60%. Причем данная продукция поныне экспортируется из тех же регионов и в страны Евросоюза. Увы, инвалютный экспорт намного выгоднее поставок на внутрироссийский рынок или в другие страны ЕАЭС. Поэтому чиновники рассуждают просто: зачем субсидировать излишне дальние перевозки рыбы, да еще реализуемой не за инвалюту?
В целом максимальное самообеспечение в ЕАЭС по рыбной продукции пока остается проблематичным. В отчете Евразийской экономической комиссии «Направления, по которым целесообразно реализовывать в государствах-членах ЕАЭС проекты ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения» (2022 г.) отмечено: «Является актуальным вопрос повышения обеспеченности потребностей населения широким ассортиментом преимущественно живой и свежей рыбной продукции на основе межгосударственного взаимодействия, инновационного развития отрасли и рационального использования водных биоресурсов».
Формулировка, в общем-то, стандартная. Что же касается основных причин актуальности данного вопроса, это дефицит собственного рыбопосадочного материала и комбикормов для отдельных видов и возрастных групп рыбы. И, как следствие, «необходимость импорта этих видов кормопродукции в значительных объёмах». Поскольку в странах ЕАЭС «лишь единичные организации по производству комбикормов способны выпускать продукцию для лососевых рыб», причем импортные поставки обеспечивают «почти полную потребность в кормах для форелеводства».
Уточним, что с 2022 г. это поставки из КНР, некоторых стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки, не участвующих в антироссийских и антибелорусских санкциях автономных от Дании Фарерских островов. Пока сохраняются поставки тех же кормопродуктов из Норвегии, Нидерландов и Дании, включая их реэкспорт в РФ и Белоруссию через Армению, Грузию, Казахстан, Турцию, Фареры.
Характерно и то, что ЕЭК продлила на 2023 год пониженную 3%-ную пошлину, действующую с начала 2020-х, на импорт ряда видов кормов для лососевых (прежняя ставка 5%). И еще с 2019 по 2024 г. включительно в ЕАЭС действует нулевая импортная пошлина на молодь/мальков лососевых.
Словом, необходимость субсидирования перевозок разнообразной рыбной продукции и в России, и из РФ в другие страны ЕАЭС не вызывает сомнений. Но очевидно, что этот вопрос решаем лишь при межгосударственном стимулировании комплексного импортозамещения в рыбной отрасли.
Правила комментирования
comments powered by Disqus