Политолог и экономист объяснили Sputnik, что в геополитическом масштабе значит вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества и как это повлияет на Кыргызстан.
4 июля в Нью-Дели прошел 23-й саммит ШОС, по итогам которого Иран стал полноправным членом объединения. Президент Эбрахим Раиси заявил, что вступление страны в организацию обеспечит условия для укрепления ее безопасности, суверенитета и устойчивого развития экономики в регионе.
Справка
Исламская Республика Иран стала девятой страной — участницей ШОС. Ранее в организацию входили Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Государствами-наблюдателями являются Афганистан, Беларусь и Монголия. Беларусь уже подала официальную заявку на вступление в ШОС в качестве полноправного члена. Партнерами объединения по диалогу являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. В "подключении" к ШОС заинтересованы Египет, Катар и Саудовская Аравия.
Строительство "Большой Евразии"
Политолог Марс Сариев заявил, что вступление Ирана в ШОС будет способствовать мощным геополитическим сдвигам на обширном пространстве — от Ближнего Востока до Центральной Азии.
"Дело в том, что определенные глобальные силы, контрпартнеры Ирана, были заинтересованы в том, чтобы спровоцировать горячую фазу войны на Среднем Востоке, столкнуть ИРИ с Турцией, но эта попытка не удалась в силу понимания ситуации и хладнокровия Анкары. После была попытка разжечь ирано-афганский конфликт через полевых командиров, подконтрольных американцам, — спецоперация под предлогом противоречий из-за воды. Афганское руководство и власти Ирана также проявили благоразумие, не позволив спровоцировать большой конфликт на Ближнем Востоке", — отметил Сариев.
Он уточнил, что сегодня обстановка в регионе меняется.
"Проектный подход Китая и России способствовал нормализации отношений между двумя заклятыми врагами — Саудовской Аравией и Ираном. Ситуация в Йемене тоже нормализуется, а угроза блокировки нефтяных потоков из Аравийского моря в сторону Китая из Ирана, Саудовской Аравии в Баб-эль-Мандебском проливе снимается. Поэтому вступление Ирана в ШОС принесет стабильность обширному региону — от Ближнего Востока до Центральной Азии.
Что самое интересное, принятие страны в организацию произошло 4 июля, в День независимости США. Такой вот "подарок" Западу", — сказал политолог.
По его словам, эпохальные геополитические перемены дадут мощный толчок развитию экономики.
"Кыргызстан, в частности, увидит это благодаря проекту железной дороги Китай — КР — Узбекистан, через которую можно будет выйти не только на Турцию, но и в иранский порт Бендер-Аббас. В перспективе это даст нам возможность торговать со всеми странами Евразийского континента. Таким образом, вступление Ирана в ШОС свидетельствует о строительстве "Большой Евразии". Сегодня Китай, Россия, Индия и теперь уже Иран живут в "проектном режиме" и формируют свою геополитическую ситуацию, нивелируя влияние западных контрпартнеров", — пояснил Сариев.
Председатель Кыргызского союза промышленников Данил Ибраев тоже уверен, что вступление ИРИ в региональное объединение станет толчком для развития усиленного экономического сотрудничества.
"Иран становится все более интересным партнером для стран Евразийского экономического союза, и сотрудничество имеет тенденцию роста: только в прошлом году торговый оборот увеличился более чем на 70 процентов. Вступление Ирана в ШОС принесет еще более серьезные выгоды, потому что в рамках организации, кроме факторов безопасности, обсуждаются и вопросы экономического развития", — сказал Ибраев.
Справка
Шанхайская организация сотрудничества является одним из крупнейших международных объединений. Общая численность населения стран ШОС составляет около 3,5 миллиарда человек (почти половина населения планеты), а территория — более 35 миллионов квадратных километров (65 процентов Евразийского континента). ВВП государств-участников (с учетом Ирана) равен 24,6 триллиона долларов. На долю стран ШОС приходится 38 процентов продукции мирового сельского хозяйства, запасы газа в них составляют 44 процента мировых, запасы нефти — 40 процентов.
Ибраев подчеркнул, что ИРИ имеет большой энергетический потенциал.
"Несмотря на все ограничения (санкции со стороны США. — Ред.), страна активно развивается и практически в любой момент может увеличить поставки энергоносителей. При этом Иран занимает четвертое место в мире по уровню развития нанотехнологий. То же самое можно сказать и о промышленной продукции, нефтехимии, сельском хозяйстве, и о некоторых других направлениях, в том числе животноводстве. Кыргызстану, например, очень интересен экспорт из Ирана не только продуктов, но и технологий", — отметил эксперт.
Он добавил, что для развития сотрудничества и торговли очень важен фактор транспортно-логистических соотношений.
"Кыргызстан в рамках ЕАЭС активно продвигает проект транспортного коридора Ош — Бендер-Аббас. Уже подписан ряд предварительных договоренностей в части снижения тарифов, увеличения контейнерных перевозок к порту Бендер-Аббас и дальше в Южную Азию, в сторону Ливии, арабских государств, стран Каспийского залива. Вступление Ирана в ШОС усиливает стабильность в регионе, что, несомненно, даст толчок экономическому развитию, так как транспортно-логистические пути будут более безопасными. В организации понимают, что сегодня безопасность — это не только состояние границ, но и в большой степени возможность активно развивать внутреннюю экономику, свободно налаживать экономические, культурные, политические отношения с третьими странами", — подчеркнул Ибраев.
Он заключил, что ШОС становится хорошей площадкой для реализации всех этих возможностей и очевидно, что в нее будут стремиться все больше государств.
Правила комментирования
comments powered by Disqus