90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

КАКИЕ ПРОЕКТЫ МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?

02.08.2023 12:00

Политика

КАКИЕ ПРОЕКТЫ МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?

В 2022–2023 годах стали стремительно развиваться отношения между странами Центральной Азии и странами Персидского залива. В сентябре 2022 года прошла встреча министров иностранных дел, а итогом двусторонних усилий стал состоявшийся в июле саммит в саудовской Джидде, на котором присутствовали президенты всех пяти центральноазиатских республик и лидеры арабских стран Персидского залива. 

Предпосылкой к событию такого масштаба стал растущий взаимный интерес стран в развитии отношений, особенно в области экономики. В июне большое турне по странам Центральной Азии совершил эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани.

На встречах с лидерами Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии особое внимание уделили инвестиционному и торгово-экономическому сотрудничеству. В частности, во время визита в Астану он принял участие в работе делового форума Astana International Forum.

Экономические связи с центральноазиатскими республиками также активно строят ОАЭ.

Особенно близки их отношения с Казахстаном – за последние 16 лет они инвестировали в республику $2,6 млрд.
В ноябре 2022 года премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов посетил Абу-Даби, где встретился с руководителем департамента инвестиций в сфере энергетики суверенного инвестиционного фонда Mubadala Мусаббихом Кааби. Они договорились совместно инвестировать $900 млн. Казахстан также предлагает ОАЭ партнерство в развитии транспортных проектов, особенно Срединного мультимодального маршрута. Транспортное сотрудничество с ОАЭ также намерен развивать Туркменистан: в ноябре Абу-Даби посетил президент Сердар Бердымухамедов.

С Саудовской Аравией наибольших успехов смог достичь Узбекистан. В августе 2022 года президент Шавкат Мирзиёев посетил Эр-Рияд, где узбекские и саудовские компании заключили контракты на сумму в $14 млрд.
Большая часть пришлась на связи в энергетической сфере: в частности, саудовская энергетическая компания ACWA Power построит в Каракалпакстане ветряную электростанцию мощностью 1,5 ГВт за $2,4 млрд.

Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия – лидеры в развитии отношений с Центральной Азией. Этодемонстрирует и уровень их представительства на прошедшем саммите ССАГПЗ и стран Центральной Азии. КСА представлял наследный принц Мохаммед бин Салман, Катар – эмир Тамим бин Хамад Аль Тани, а ОАЭ – премьер-министр Мохаммед бин Рашид Аль Мактум. В то же время Оман и Бахрейн, не имеющие таких тесных связей с Центральной Азией, были представлены на более низком уровне – специальных представителей руководителей государств. Кувейт представлял наследный принц Мишаль Аль-Ахмад Аль Сабах.

Сотрудничество в рамках регионов может позволить частично снизить дисбаланс в развитии отношений и подключить к сотрудничеству с Центральной Азией Кувейт, Бахрейн и Оман. В интервью накануне встречи наследный принц Кувейта затронул тему интенсификации связи с центральноазиатскими странами.

Однако на практике никаких результатов достигнуто не было. То же самое касается Бахрейна и Омана.

Тем не менее потенциал для сотрудничества есть – это касается и кооперации в сельском хозяйстве и в инвестициях в энергетические и транспортные проекты в Центральной Азии. Например, Оман, являющийся одним из ключевых партнеров КНР в развитии морского Шелкового пути, также может быть заинтересован в участии в транспортных проектах в Центральной Азии.

Вероятно, со временем три малых государства Персидского залива присоединятся к своим соседям по региону. ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар в целом гораздо более активно переориентируют свою политику на Восток.

Убедившись в том, что в сфере безопасности полагаться на США и ЕС больше нельзя, а центр мирового экономического развития активно смещается в Азию, они стали активно интересоваться новыми форматами сотрудничества со странами Евразии.

Это касается не только КНР, Японии, Индии и Пакистана, связи с которыми давно налажены, но и менее заметных стран. Например, в июне ОАЭ подписали Соглашение о комплексном экономическом партнерстве с Камбоджей. Ранее такое же соглашение было подписано с Индонезией, а до конца года планируется подписать еще одно с Грузией. В этом смысле развитие отношений с государствами Центральной Азии отлично вписывается в стратегию переориентации внешней и внешнеторговой политики арабских монархий.

Центральноазиатские республики также стоят у истоков создания ШОС – организации, интерес к которой со стороны стран ССАГПЗ в последние годы значительно вырос.

Аравийские монархии заинтересованы в том, чтобы участвовать в незападных международных организациях и продвигать выгодную для них повестку в сфере безопасности и экономического сотрудничества.
В частности, к ШОС в качестве партнеров по диалогу присоединились Саудовская Аравия и ОАЭ, а интерес к развитию отношений проявили Бахрейн и Кувейт. Сотрудничество в рамках форума ССАГПЗ – Центральная Азия становится логичным шагом в развитии внешней политики аравийских монархи

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

02.08.2023 12:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Ричард (Дик) Монро  Майлз

Майлз Ричард (Дик) Монро

Временный поверенный в делах США в Кыргызстане

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

85%

школ Чуйской области Кыргызстана нуждаются в капремонте

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30