Проблематика второго Экономического и гуманитарного форума «Россия–Африка», состоявшегося на днях в Санкт-Петербурге, включала вопросы развития сотрудничества ЕАЭС с Африканским союзом, объединяющим почти все африканские страны. Акценты были сделаны на востребованности партнерства ЕАЭС с региональными политико-экономическими объединениями стран Черного континента.
Таких объединений сегодня 14. Наиболее крупные в экономическом плане и политически влиятельные – это валютно-экономические союзы стран Западной и Центральной Африки с 14 странами-участницами (в целом), Экономическое сообщество Центральной Африки (11 стран), Сообщество стран Южной Африки (6), Экономическое сообщество – общий рынок Южной и Восточной Африки (13). Примечательно, что большинство стран-участниц данных объединений были представлены на форуме президентами и/или главами правительств, вкупе с представителями центральных органов тех же объединений.
Тональность теме межблокового взаимодействия обозначил в своем выступлении на форуме президент РФ Владимир Путин, подчеркнувший, что Россия выступает за то, чтобы «наладить сотрудничество между Евразийским экономическим союзом как крупнейшим интеграционным проектом, в котором участвует Россия, и африканской континентальной зоной свободной торговли, формируемой в рамках Афросоюза. Также готовы поделиться с африканскими партнёрами нашим интеграционным опытом по линии Союзного государства России и Белоруссии».
По мнению российского президента, межблоковое партнерство ЕАЭС с Африкой придаст новый импульс обоюдной торговле, инвестиционному сотрудничеству и в целом формированию обширных экономических зон с участием Евразийского союза и межафриканских региональных структур.
С этими оценками согласились представители всех африканских стран-участниц форума. Заметим, что незадолго до его проведения ЕЭК и Экономическое сообщество стран Центральной Африки договорились проработать вопросы, связанные с формированием обоюдной зоны свободной торговли. Скорее всего, это будет первая ЗСТ с участием ЕАЭС и группы африканских стран.
Тематика партнерства Евразийского союза с Африкой подробно рассматривалась в ходе пленарной сессии «ЕАЭС–Африка: горизонты сотрудничества». Отмечалось, что за 2015-22 гг. товарооборот ЕАЭС со странами общего рынка Восточной и Южной Африки увеличился на 57% – до более чем 9 млрд долл. Со странами Северо-Восточной и Восточной Африки товарооборот вырос на 35% – почти до 1,2 млрд долл. Почти на четверть увеличилась (в целом) торговля Союза со странами Центральной и Западной Африки.
В экспорте ЕАЭС преобладают готовое продовольствие и сельхозсырье (прежде всего зерновые и продукты их переработки), некоторые виды оборудования, нефтепродукты, уголь. Встречный товаропоток – в основном агропромышленное и текстильное сырье (продукты тропического и субтропического земледелия, хлопок, шерсть, кожсырье), некоторые виды сырья для цветной металлургии и химпрома. В объеме торговли ЕАЭС с Африкой свыше 70% – это экспортные поставки Евразийского союза.
Что касается ЕАЭС-инвестиций, их объем возрос за тот же период примерно на 25%, основными получателями которых сегодня являются 10 стран Африки (прежде всего это Египет, Алжир, некоторые страны Южной и Восточной Африки). Свыше 60% этих вложений направляется в энергетику, машиностроение, нефтегазодобычу/переработку, геологоразведку, дорожное строительство.
Пока свыше 85% объема торговли ЕАЭС с Африкой и более 90% инвестиций приходится на Россию. Среди других стран Союза пока только Белоруссия развивает, и весьма активно, торговое и инвестиционное сотрудничество с Африкой.
Сергей Глазьев, министр по макроэкономике и интеграции ЕЭК, в выступлении на сессии отметил необходимость обмена интеграционными практиками «ЕАЭС–Африка», уточнения инвестиционных приоритетов сотрудничества. Востребована также комплексная правовая база межблокового партнерства: в этой сфере целесообразно, прежде всего, продлить действие Меморандума о взаимопонимании ЕЭК с Африканским союзом (2019 г.) и расширить содержание этого документа. С. Глазьев предложил также наладить взаимодействие ЕАЭС и Африки в сфере обоюдной и глобальной продовольственной безопасности.
Комиссар Экономического сообщества Центральной Африки Мари Тереза Эджомо подтвердила, что все страны блока стремятся к более тесному партнерству с ЕАЭС, особенно в сфере реализации транспортных, гидроэнергетических и промышленных проектов в регионе. Отмечена также «актуальность развития диалога, обмена опытом с ЕЭК-ЕАЭС для формирования широкой зоны экономического партнерства».
В свою очередь, глава департамента Африканского союза (АС) Стив Лаланде подчеркнул, что растет число вопросов по сотрудничеству ЕЭК с АС. Их решение видится в том числе в совместных форумах по внешнеэкономической, валютной, инвестиционной тематике.
Схожие оценки высказал глава РСПП Александр Шохин. Кроме того, он предложил «активнее развивать совместную логистическую инфраструктуру в Африке», регулярно обмениваться бизнес-миссиями.
Кстати, РФ совместно с Эритреей запланировали логистическо-реэкспортный хаб в эритрейском порту Массауа, предназначенный для развития торговых связей стран Восточной и Северо-Восточной Африки с РФ-ЕАЭС.
Уже по окончании форума вице-премьер РФ Алексей Оверчук высказался за партнерство с Африкой в стандартизации взаимно поставляемой продукции. Тем более что африканские страны «очень заинтересованы в современных стандартах, техрегламентах». В этих вопросах целесообразно использовать опыт ЕАЭС. Единые стандарты/техрегламенты «облегчают продвижение продукции на рынки друг друга», такой подход, по мнению вице-премьера, «как раз увязывает экономики ЕАЭС и Африки».
Упомянутые и смежные рекомендации одобрены всеми участниками в ходе и по завершении форума.
Тем временем российские экспортеры начали заключать контракты с контрагентами из Африки в российских рублях, об этом заявил на форуме старший вице-президент Российского экспортного центра Никита Гусаков. По его оценке, требуется также «подключение к альтернативным каналам (минуя финансовые структуры Запада. - Ред.) передачи сообщений между финансовыми институтами обеих сторон. Часть сделок с Африкой уже проходит в юанях, в среднесрочной перспективе это может быть рубль» (подразумевается в том числе рублевая замена расчетов в юанях). А для развития этого тренда нужно «также повышать долю ввозимых из Африки товаров, что увеличит число сделок в нацвалютах».
Очевидно, что привлекательность расчетов в рублях зависит от регулируемости их курса к инвалютам. Ибо курсовые перепады рубля и тем более его девальвационные тренды негативно влияют, как показывает практика, на цены внешнеторговых взаимопоставок и на реальные объемы инвестиций в совместных проектах.
Возвращаясь к вовлеченности Белоруссии в экономические взаимосвязи ЕАЭС с Африкой, следует сказать, что с начала 2020-х растут поставки разнообразной продукции АПК и калийных удобрений – в основном по бартеру («товар на товар» по согласованным ценам) – в Гану, Египет, Кот-д'Ивуар, Мавританию, Нигерию, Сенегал и Уганду. Новые контракты по этим взаимопоставкам, в том числе с ЮАР, Кенией и Зимбабве, согласованы на международной выставке «Белагро-23» (июнь с. г.).
Из Южной Африки в Белоруссию налаживаются прямые поставки текстильного сырья (в основном хлопка), тростникового сахара-сырца, многих видов фруктов. Южно-, восточноафриканские страны и ряд стран Северной Африки проявляют интерес к долгосрочным поставкам белорусских сельхозтехники, химудобрений, грузовых авто, различного оборудования. Планируется создание почти в 10 странах Африки совместных предприятий в этих отраслях.
К примеру, Белорусская калийная компания (БКК) построит к 2025-26 гг. в Кении высокомощный завод по производству удобрений. Эти договоренности достигнуты на переговорах в Минске в июне с. г. министра торговли Кении Мозеса Куриа с гендиректором БКК Алексеем Скрагой. По словам кенийского министра, БКК «обязалась создать первое в истории африканское предприятие по производству удобрений в кенийской особой экономической зоне». Стороны также договорились, по словам М. Куриа, учредить совместные компании по сбыту в Восточной Африке белорусской промышленной и сельхозпродукции.
Значимым подспорьем в партнерстве с африканскими странами является то, что почти все они пользуются правом беспошлинного экспорта в РФ-ЕАЭС, то есть торговыми преференциями в Евразийском союзе. Этот фактор тем более поспособствует реализации предложений, выдвинутых в ходе состоявшегося форума, по активизации комплексного экономического партнерства ЕАЭС с Африкой.
Правила комментирования
comments powered by Disqus