С учетом возрастающих рисков и угроз биологической безопасности, Кыргызстану необходимо правовое регулирование системы ее обеспечения. В связи с чем парламентом республики разработан законопроект, определяющий основные задачи и принципы обеспечения биобезопасности, виды биологических угроз, а также меры по правовому и международному регулированию.
На данном этапе проект Закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике», инициированный депутатом ЖК КР Динарой Ашимовой, проходит процедуру общественных слушаний, в рамках которой в Бишкеке состоялся круглый стол, организованный Жогорку Кенешем КР в партнерстве с Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Презентуя законопроект, депутат ЖК КР Д. Ашимова подчеркнула, что документ разработан в соответствии с действующим законодательством КР и не повлечет негативных последствий ни в одной из сфер жизнедеятельности страны. Проект закона состоит из 17 основных рамочных статей, в которых обозначены ключевые государственные меры, а также государственные структуры, которые должны быть вовлечены в работу по обеспечению биобезопасности.
По словам депутата ЖК КР Султанбая Айжигитова, разработкой данного закона нужно было заниматься еще вчера.
- Неожиданное появление COVID-19 и вызванная им пандемия наталкивают на мысль о теории заговоров, над которой мы все смеемся. Однако, по примеру распада СССР мы знаем, что все теории заговоров в итоге оказываются правдой. Поэтому и к вопросам биобезопасности нужно подходить глубоко и серьезно, исходя из того, что на данном этапе человечество переживает смену, как технологического, так и мирового уклада. В 21 веке важнейшими научными направлениями становятся – биология, нано и информационные технологии, которые могут использоваться и в мирных, и в военных целях. И это нужно учитывать, - подчеркнул парламентарий.
Он обратил внимание, что большинство биолабораторий располагаются, как правило, за пределами развитых западных стран, которые далеко продвинулись в развитии биотехнологий.
- Они говорят, что это делается в интересах тех стран, где эти лаборатории строятся. Но возникает вопрос, какой интерес в том, чтобы держать на своей территории самые опасные вирусы со всего мира, которые нужно держать за семью замками. Почему-то, мирные разработки и исследования они у себя на территориях держат, а особо опасные вирусы, которые, по сути, являются биологическим оружием, они изучают на чужих территориях. Если вдруг произойдёт утечка, то их страны не пострадают, в отличие от тех, где стоят эти лаборатории. Строительство по всему миру биолабораторий напоминает мне процесс вывода грязных производств за пределы развитых стран, которые таким образом решали вопросы собственной экологической безопасности – модернизировать производство дорого, поэтому было проще вывести его в какую-нибудь развивающуюся страну. И это тоже нужно учитывать, - поделился мнением депутат.
Он подчеркнул, что рассматриваемый закон должен иметь перспективу на сто лет вперед и обеспечивать устойчивую национальную безопасность.
- К сожалению, несмотря на глобальные тенденции, в том числе, в сфере развития биотехнологий, наши ученые этим даже не интересуются. В нашей академии наук по этим направлениям даже конь не валялся. Поэтому мы лет на сто отстаем от всего мира в этом плане. Нам нужны биолаборатории, но при принятии решения, кто нам поможет их строить, необходимо учитывать все моменты, прежде всего, наши национальные интересы. Мы должны не только получить какие-то деньги, но и быть непосредственными участниками проекта, иметь выгоду от достижения научных исследований, которые там проводятся. Мы должны быть акционерами, а не только предоставлять территорию. А для этого нам нужно четко обозначить свои национальные интересы и прописать критерии в рамках законов. Необходим жёсткий контроль деятельности таких лабораторий со стороны государства, если страны, которые строят эти объекты, не соглашаются на такие условия, мы не должны открывать их у себя, - добавил С. Айжигитов.
Актуальность обсуждаемого законопроекта подчеркнула экс-вице-премьер-министр КР Эльмира Ибраимова.
- На площадках Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» мы неоднократно обсуждали вопросы биобезопасности, где все участники говорили о том, что закон нам крайне необходим. Сейчас в Судане возникла ситуация, когда опасные штаммы из лаборатории попали в руки воинствующей террористической группировки, и весь мир сейчас боится, где оказались эти штаммы, и в какой стране они всплывут. С учетом таких случаев рассматриваемый законопроект становится еще более актуальным. На самом деле, многие страны в этом вопросе нас давно опередили. Если учесть, что Картахенский протокол был принят в 2000 году, мы опаздываем лет на 20, - отметила спикер.
По ее словам, рассматриваемый документ – это хорошо сбалансированный рамочный закон.
- Единственный вопрос, - обратилась Э. Ибраимова к депутатам, - в документе вы определяете, что кабинет министров должен определить госорган, который будет координирующим в этой сфере, но вы же понимаете, что наш Кабмин сейчас перегружен, и этот вопрос он может еще 10 лет рассматривать. Вы даете 6 месяцев на то, чтобы закон вступил в силу, но я думаю, вам нужно в постановлении ЖК КР заложить свои контрольные функции, когда правительство должно приступить к реализации возлагаемых на него задач, иначе, правительство, как всегда, «заболтает» этот вопрос, - добавила эксперт.
Положительную оценку проекту закона дал и эксперт по вопросам безопасности, председатель ОФ «Нары патриот» Динмухамед Алмамбетов.
- Меня радует, что в законе говорится о том, что международное сотрудничество в обеспечении биологической безопасности не допускает принятия обязательств в рамках международного сотрудничества, противоречащих национальным интересам нашей страны, способных нанести ущерб нашей республике, или ведущих к утрате независимости Кыргызстана. Но нужно учесть угрозы, исходящие извне. Я думаю, надо прописать ответственность иностранных граждан и иностранных государств за ущерб, нанесенный нашей стране, в случае их деятельности или причастности к распространению биологического оружия и созданию биологических угроз нашему государству, - высказал свои рекомендации спикер.
В свою очередь глава ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева поддержала мысль о том, что Кыргызстан «запаздывает с принятием закона по биобезопасности».
- Пандемия дала нам четко понять, что этот вопрос очень важен для нас. Тем более, когда в связи с изменением климата – с глобальным потеплением – и горные, и покровные ледники по всей планете тают. Не так давно в связи с таянием полярных ледников ученые обнаружили более тридцати штаммов различных вирусов, из них современной науке известны только четыре – испанская лихорадка, чума, оспа и сибирская язва, остальные – это неизвестные вирусы. Поэтому вопрос строительства биолабораторий – это палка о двух концах. С одной стороны, вроде, они нужны, чтобы изучать вирусы, разрабатывать препараты против заболеваний и т.д. С другой стороны, такие объекты представляют вполне реальную опасность. Если у нас построят лабораторию, и в ней на благо населения будут работать наши ученые, нам нужно наладить еще и систему устранения потенциальных утечек. Поэтому закон о биобезопасности должен включать и этот вопрос, - отметила эксперт.
По ее словам, представленный сегодня на рассмотрение законопроект по биобезопасности более или менее отвечает современным вызовам, но многое в его реализации будет зависеть и от государственных органов, и от самой общественности.
- Каждое министерство и ведомство должно четко знать, кто и чем занимается, кто и что контролирует, и какую ответственность на себя берет. Но и гражданская ответственность также должна быть прописана, - добавила А. Султангазиева.
Надежду на то, что законопроект по биобезопасности пройдет все законодательные процедуры и будет принят в ближайшее время выразила соучредитель ОФ «Евразийское поколение», экс-депутат ЖК КР Евгения Строкова: «Хочется верить, что с этим законом не произойдет того, что произошло с законопроектом об иноагентах, когда некоторых депутатов путем давления на них вынудили отозвать свои подписи».
Она напомнила, что попытки принятия закона начались с 2000-х годов, но в силу разных причин ни один из предложенных ранее вариантов не был принят.
- Думаю, сейчас принятию закона ничто не должно помешать. Он должен быть всеобъемлющим, и учесть все нюансы до мелочей. Необходимо чтобы свое не формальное заключение дали Минздрав, Минобороны, Минсельхоз и все остальные структуры, потому что данный закон касается всех, кто так или иначе сопряжен с процессом обеспечения биобезопасности нашей страны. Затягивать с принятием закона нельзя, параллельно нужно подготовить пакет поправок в имеющиеся законы, а также приступать к разработке подзаконных нормативных актов, - поделилась мнением экс-депутат.
Также она обратила внимание, что Кыргызстан сегодня практически со всех сторон окружен объектами, которые несут прямую угрозу биобезопасности страны.
- Я имею в виду американские биолаборатории, которые позволили построить у себя наши соседи – Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. На данный момент наш северный сосед планирует разместить на своей территории порядка 30 таких лабораторий, вывезенных с территории Украины после начала СВО. Я не понимаю мотивацию казахских властей – они что завидуют «славе» Уханя и мечтают когда-нибудь также прославиться? Теперь, что касается нашей республики. Идут разговоры, что, в ошской городской больнице все-таки ведутся исследования сибирской язвы, но мы не знаем, кто их проплачивает. В 2021 г. ВОЗ и ЮСАИД открыли центр по отслеживанию эпидемиологических данных на всей территории Кыргызстана, причем собранные данные исследуются на уровне ДНК. Для чего им наши данные? Кроме того есть информация, что в Нарыне планируется строительство американской референс-лаборатории. У меня есть предложение к нашим депутатам выяснить ситуацию по этим вопросам, учитывая, что они на своем уровне могут делать соответствующие запросы, - подчеркнула спикер.
Что касается биолабораторий в целом, то Кыргызстану, по мнению Е. Строковой, нужны такие учреждения, чтобы иметь возможность проводить исследования и принимать адекватные меры, но такие объекты мы должны строить, если не самостоятельно, то с теми странами, которые являются нашими стратегическими партнерами и входят с нами в общие международные объединения.
- У США есть закон, запрещающий строительство биолабораторий на территории их страны, поэтому верить в то, что стремление американцев размещать такие объекты на территории нашего континента, а именно в странах, граничащих с Россией и Китаем, имеет благие намерения, как минимум, наивно. Поэтому хочу в очередной раз напомнить, что Соглашение с канадцами от 2009 года до сих пор не расторгнуто. Поэтому заложив на подготовку кабмина полгода, нужно учитывать, что быстрее могут подготовиться те, кто хотел построить у нас биолабораторию. Я опасаюсь, чтобы этого не произошло до вступления в силу рассматриваемого сегодня законопроекта. И это нужно принять во внимание, - добавила Е. Строкова.
Аналогичные опасения высказала руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева: «В 2011 году общественность стала серьезной преградой на пути реализации данного проекта, однако, есть опасения, что сейчас этот вопрос могут решить тихо, без участия гражданского сектора еще до принятия закона, поэтому затягивать с этим вопросом нельзя. Я поддерживаю представленный законопроект».
Вместе с тем эксперт обратила внимание, что сегодня в Кыргызстане нет лабораторий, которые могут проводить корректные исследования и делать анализы состава продуктов питания, которые потребляют кыргызстанцы.
- Многие продукты, которые мы едим, не соответствуют стандартам, в них содержится много веществ, которые в итоге и становятся причиной серьезных заболеваний у детей и взрослых. Например, мы потребляем продукты из заменителей молочных жиров, тогда как натуральные продукты уходят на экспорт в зарубежные страны. В тех же глазированных творожных сырках содержится около 30 наименований химикатов. Наши лаборатории делают анализ на жирность, но химический состав молочных продуктов, их натуральность они не проверяют. Я считаю, что без системного государственного подхода к вопросам питания будущее нашей нации может оказаться под угрозой. Поэтому я считаю, что закон о биобезопасности должен учитывать и это направление, - добавила А. Дауталиева.
Как отметил в свою очередь эксперт по международным отношениям, член ЦЭИ «Ой Ордо» Байкадам Курамаев, обсуждаемый законопроект имеет стратегическое значение для национальной безопасности Кыргызстана.
- Сегодня, когда в мире происходят такие события, как пандемия коронавируса, угроза применения и распространения в связи с военными конфликтами биологического оружия, размещение биолабораторий по всему миру, производство новых химических препаратов, техногенные катастрофы и др. – принятие закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике» является ответом на эти вызовы. Необходимо отметить, что разработка этого закона основана на опыте других стран. Кыргызские разработчики переняли самые передовые практики, которые соответствуют, в первую очередь, национальным интересам, а также всем международным нормам, - пояснил спикер.
Он также отметил, что принятие этого закона важно и в свете увеличения внимания мирового сообщества к Кыргызстану и странам ЦА в целом.
Центральная Азия в настоящий момент находится в фокусе внимания мирового сообщества, о чем свидетельствует проведение таких саммитов, как «Центральная Азия – Россия», «Центральная Азия – Китай», «Центральная Азия – Евросоюз», и буквально на днях будет проведена встреча стран региона с США. Мировое сообщество рассматривает ЦА как новое место вложения своих инвестиций, как быстро растущий рынок труда и важный логистический коридор между Китаем и Европой, Китаем и странами Персидского залива. Наш регион является обладателем полезных ископаемых в горной, химической и сельскохозяйственной промышленности, что требует наличия соответствующих мер по обеспечению биологической безопасности, - добавил Б. Курамаев.
Как отмечается разработчиками проекта Закона «О биологической безопасности В КР», его основной целью является создание правовых норм в области обеспечения биологической безопасности в Кыргызстане и закрепление гарантий государства по надлежащему уровню защиты населения и окружающей среды от возможных неблагоприятных последствий воздействия биологических агентов и использования продуктов биотехнологии.
Закон призван восполнить существующий правовой пробел по обеспечению биологической безопасности и выполнению обязательств Кыргызстана в рамках международных договоров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus