«ВЭС 24» пробует разобраться в причинах такого мощного воздействия на элиты стран региона европейских бюрократов. Приходится признать, что, по крайней мере, часть этого влияния находится в сфере иррационального.
Заклинание змей
Мы понимаем, что трезвый анализ требует беспристрастности и строгого логического подхода, однако в случае необъяснимого влияния ЕС на страны Центральной Азии невольно погружаешься если не в область магического, то как минимум психологического. Сейчас мы попробуем обосновать свою точку зрения. Итак, о чем, собственно, речь.
23 октября в герцогстве Люксембург - в котором до сих пор правит всамделишный герцог, кстати, родственник французского короля Людовика XVI, которому отрубили голову на гильотине (мы ни на что не намекаем, просто ремарка) - прошла встреча в формате «ЕС – Центральная Азия». Это 19-ая министерская встреча, соответственно, собрались там министры стран региона и Евросоюза. Если быть точными, министры иностранных дел.
Министерскую ватагу со стороны европейцев возглавлял небезызвестный Жозеп Боррель, тот самый каталонец на службе испанской короны. Это, для понимания, все равно что еврей на службе у немецкого вермахта времен Третьего рейха, но это опять ремарка. Что касается Центральной Азии, то прибыли главы внешнеполитических ведомств из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана, то есть, собственно, все. У центральноазиатских министров выдалась уникальная возможность не только вживую увидеть настоящего герцога, но и всех министров иностранных дел ЕС, то есть 27 человек с прекрасными лицами. Боррель начал бодро:
«Сегодняшняя встреча знаменует собой новый уровень сотрудничества между нашими регионами на основании общих ценностей и взаимных интересов. Мы готовы предложить дальнейшую поддержку реформам наших центральноазиатских партнеров».
Что имел в виду Боррель, говоря об общих ценностях и интересах, мы не знаем, но всем понравилось. Про реформы тоже было хорошо, хотя опять же непонятно, о каких реформах речь, но это и не важно – заклинание началось, и смысл слов становится не важен. Центральноазиатские министры завороженно смотрели на Борреля и, вероятно, чуть покачивались в такт его английской речи с обаятельным каталонским акцентом. Когда министры из ЦА уже совсем обмякли, Боррель перешел к более серьезным аффирмациям:
«Евросоюз продолжит тесно сотрудничать со странами ЦА, чтобы справиться с последствиями агрессивной войны России против Украины, а также с другими региональными и глобальными проблемами».
Тут уже понятнее: Россия – Мордор, и все такое. Центральноазиатские министры не возражали, да и как возразишь суггестивному заряду Борреля, который на общей фотографии министров на ступенях какого дворца (там толпа народу) похож то ли на безумного профессора, то ли на коротко стриженного Гэндальфа. Короче, все с удовольствием подписали итоговое коммюнике, в котором, помимо всякой чепухи о зеленой энергетике и развитии всего чего только можно развивать, черным по белому обозначена суть этого коммюнике:
«ЕС подчеркнул важность предотвращения обхода санкций, и участники договорились продолжить взаимодействие в этом направлении».
Словом, все настолько хорошо провели время, что договорились повторить в 2024 году, но уже не в Люксембурге, а Туркменистане. Здесь пройдет саммит «ЕС – Центральная Азия».
Магический реализм
В чем лично нам было интересно разобраться. Дело в том, что человек, а равно и группа людей чаще всего выстраивают свои стратегии исходя из объективных условий. Однако именно в этом очевидном, на первый взгляд, постулате и кроется тайна стран Центральной Азии. Дело в том, что их объективные условия, мы бы даже сказали феноменальные условия, то есть явленные, реальные – это Китай, который с Востока, и Россия, которая с Севера. Ну и вместе с ними весь комплекс отношений с этими гигантами: экономика, многомиллиардные кредиты Пекина, тысячи совместных предприятий с Россией, миллионы трудовых мигрантов, работающих в крупных городах РФ, етс.
Логика подсказывает, что государствам Центральной Азии, то есть, в сущности, бедным, слаборазвитым, с ветшающей инфраструктурой, коррумпированной властью, раздираемым огромным количеством внутренних противоречий странам надо бы определиться с приоритетами. Но логика в президентских дворцах в Астане, Бишкеке, Ташкенте, Душанбе и Ашхабаде, вероятно, чувствует себя неуютно. Добро еще раболепство перед США – какой-никакой гегемон, но перед ЕС, который сам марионетка США… Какое-то лакейство перед лакеями получается. Черт с ним, с чувством собственного достоинства, но как быть с трубами, котлами, газом, бензином, дизелем и многим другим? Может, Боррель займется газификацией севера Казахстана? Или найдет газ для Узбекистана? Это, понятное дело, риторические вопросы.
Разумеется, значительная часть центральноазиатских элит просто куплена американцами и европейцами, но это не объясняет клинического идиотизма, с которым ведет себя политический класс республик. Тут дело в другом, тут дело в каком-то глубинном чувстве неполноценности и трепета перед «белыми людьми», носителями импульса цивилизации и знания.
Урфин Джюс из известной сказки Александра Волкова «Огненный бог марранов» покоряет дикое и туповатое племя марранов тем, что, пряча в кулаке зажигалку, делает вид, что извлекает огонь из пальцев. Туповатые марраны, презрев свои собственные интересы, свой простой, но честный уклад жизни, ринулись вслед за Урфином, который решал свои честолюбивые задачи. Мы ни на что не намекаем, просто вспомнилось…
Правила комментирования
comments powered by Disqus