То, что в сфере межнациональных отношений в Казахстане далеко не всё гладко, давно уже секрет Полишинеля не только для экспертов, но и для простых обывателей. На протяжении всего периода правления первого президента Н. Назарбаева ширма стабильности и успешности национальной политики год от года покрывалась всё большим количеством дыр, через которые несложно было разглядеть не особо приглядные реалии и довольно тревожные тенденции. А с приходом второго президента К.-Ж. Токаева процессы деградации ускорились, и теперь создаётся полное впечатление, что люди, придерживающие лохмотья этой официозной ширмы, даже не пытаются сделать вид, что она ещё что-то скрывает.
Многочисленные расколы казахстанского общества по национальным, языковым, культурно-историческим и религиозным линиям ещё более усугубились с началом Россией СВО на Украине. И если раньше можно было сказать, что само государство оставалось пассивным наблюдателем этих расколов, то в последнее время создаётся ощущение, что государственная машина напрямую включилась в процесс раскалывания поднадзорного ему общества.
Ярким примером подобного государственного «включения» стал выпуск на экраны казахстанских кинотеатров художественного фильма «Міржақып. Оян, қазақ!» («Миржакып. Проснись, казах!»), повествующего о жизни и деятельности одного из лидеров «Алаш-Орды» Миржакыпа Дулатова. Фильм был смонтирован на основе одноимённого сериала, правообладателем которого является государственный телеканал «Казахстан» (идея проката ленты в кинотеатрах тоже исходила от телеканала).
Сама премьера фильма прошла довольно спокойно, можно даже сказать, что подавляющее большинство казахстанцев не обратили особого внимания на прокат сего кинополотна. Что, видимо, не удовлетворило заказчиков творения, решивших прибегнуть к нехитрым PR-технологиям для «прогрева» целевой аудитории. Казахский сегмент соцсетей вдруг взорвался рядом постов, сториз и тик-ток роликов на тему того, что патриотический казахский фильм «Міржақып. Оян, қазақ!» запретили к прокату!
Уже эта первая сетевая волна возмущения принесла с собой антироссийские нотки: ряд комментаторов ничтоже сумняшеся заявляли о том, что фильм сняли с проката по указке Москвы, которой, дескать, пришлось не по нраву содержание ленты. Спустя пару дней СМИ опубликовали пояснение режиссёра фильма Мурата Есжана о том, что срок проката фильма просто-напросто закончился, но «по многочисленным просьбам» его решили продлить. Режиссёр также заявил, что сериал скоро появится в эфире телеканала «Казахстан» и на онлайн-платформах, где его смогут посмотреть все желающие.
Фильм действительно тут же вернули в прокат, что повлекло за собой новую волну ажиотажа в соцсетях: картину завалили восторженными отзывами (так на местном сайте kino.kz рейтинг фильма резко взлетел до 9,8 из 10) с призывами «смотреть всем казахам без исключения». По-видимому, чиновниками на местах данный призыв был воспринят буквально, потому что на просмотр фильма погнали школьников, свозя их к кинотеатрам целыми автобусами. Весьма благожелательно отреагировала на фильм министр информации Аида Балаева, а за ней и местные СМИ.
Так, автор одной из кинорецензий пишет, что «”Міржақып. Оян, қазақ!” – «пример удивительного кино, когда гражданское высказывание совпадает с неплохой художественной формой и отвечает всем запросам времени». В этой же рецензии автор раскрывает и нехитрую фабулу фильма: «На протяжении двух часов нам рассказывают… о наших коллективных травмах: последствиях жесткой политики царской России и бездушности советской власти, в лице Голощекина устроившей нам массовый голодомор. Проект говорит о бесчисленных жертвах режима как среди обывателей, так и казахской интеллигенции, лучших представителей которой репрессировали в 1937 году. Таких фильмов сейчас намного больше, чем раньше, но далеко не каждый из них может в хорошей художественной форме донести главное – рассказать о жизни истинного казахского патриота, радеющего за независимость, сохранение языка, культуры и традиций».
Автор рецензии не лжёт – фильм действительно открыто педалирует болезненные темы трагичных и переломных страниц нашей общей истории, попутно выстраивая романтическо-героический образ своего главного героя. Вот только с реальностью картинка, показанная в фильме, имеет очень мало общего. Нет смысла (да и много чести) подробно разбирать все сюжетные перипетии, выстроенные в унисон нынешней пропаганде идеологического блока казахского госаппарата. Но вот остановиться чуть подробнее на жизни и деятельности главного героя фильма (а заодно и его политических соратников), пожалуй, стоит.
Миржакып Дулатов был членом партии «Алаш» – казахского филиала партии кадетов, стоявшей на принципах либерально-монархической буржуазии. В современном Казахстане «алашевцев» называют первыми борцами за независимость, что не соответствует действительности. Программой партии предусматривалось лишь создание казахской автономии в составе Российской федеративной республики (причём территория этой автономии была на порядок меньше сегодняшней территории Казахстана).
Нынешние идеологи изо всех сил пытаются представить лидеров «Алаш-Орды» и их соратников эдакими благородными рыцарями без страха и упрёка, которые непременно вознесли бы Казахстан на непревзойдённые высоты культурного и экономического развития, если бы на пути их не встали «проклятые большевики». Обелить при этом стараются даже таких одиозных персонажей, как руководитель Кокандской автономии, а в конце жизни – нацистский коллаборант Мустафа Шокай, в честь которого теперь также снимают фильмы и называют улицы. В реальности никто из руководителей «Алаш-Орды» – ни её лидер Букейханов, ни его сподвижники Байтурсынов с Дулатовым – авторитетом и поддержкой среди населения края не пользовались.
По оценкам историков, численность отрядов «алашевцев» составляла всего от двух до пяти тысяч человек, в то время как, к примеру, у красного командира Амангельды Иманова в подчинении было до 50 тысяч бойцов, а басмаческие отряды в период Гражданской войны насчитывали около 150 тысяч штыков и сабель.
Белый атаман Дутов, к войскам которого присоединились отряды алашордынцев, вообще подумывал их просто-напросто расстрелять, поскольку, по его словам, «кроме грабежа своего населения и помощи враждующим родным, ничего эти полки не дали». Но проявить себя руководители «Алаш-Орды» и их соратники всё же успели. По приказу Букейханова, например, за поддержку восстания Амангельды Иманова у казахского рода кипчак был отобран весь скот. Совместно с белыми алашордынцы во время Гражданской войны проводили массовые карательные операции: три тысячи людей было убито ими при подавлении Кустанайского восстания, ещё три тысячи – при подавлении восстания в Семиречье.
Венцом же деятельности алашордынцев стал мятеж в Тургайском уезде, где они арестовали, а затем расстреляли комиссара уезда Амангельды Иманова, а вместе в ним ещё 40 человек. А когда войска белых вошли в Тургай, ими вместе с алашордынцами была устроена настоящая резня: было убито 18 тысяч человек – каждый пятый (!) житель уезда. Но в фильме «Міржақып. Оян, қазақ!» об этом отчего-то не сказано ни слова. Создатели фильма даже попытались показать, что к убийству Иманова Дулатов якобы причастен не был, выдумав для этого эпизод с историей про то, что в момент убийства комиссара Дулатов выехал на переговоры с подходившими к городу красными партизанами, а в это время неизвестные убили арестованного Иманова.
В реальности же Тургайский мятеж алашордынцев был подготовлен под руководством Дулатова, который до этого втёрся в доверие к Иманову, предложив ему в распоряжение свой отряд. А когда до Тургая дошли новости о первоначальных успехах наступления Колчака, то Дулатов с алашордынцами подумали, что промахнулись, объединившись с красными, и решили переиграть ситуацию, продемонстрировав свою верность самопровозглашённому верховному правителю России.
В фильме рассказывается, что арест и убийство Иманова произошли в один и тот же день. На самом же деле красный комиссар провёл в заточении почти месяц, причём первый допрос его после ареста проводил сам Дулатов, а приказ об убийстве Иманова и его соратников отдал алашордынец Касымов, который по распоряжению Дулатова в начале мятежа и арестовал комиссара с его товарищами. И хотя документальных свидетельств о непосредственном участии Дулатова в казни Амангельды не сохранилось, даже на основании имеющихся данных практически невозможно представить, что Дулатов не был в курсе приказа Касымова.
Иронично, что Колчак, которому так пламенно доказывали свою верность алашордынцы (даже издали указ «Большевиков-киргизов не щадить» !), сам одним из первых своих указов… ликвидировал Алашскую автономию наряду с прочими новосозданными национальными образованиями.
А вот «кровавые большевики» с бывшими противниками и карателями поступили гуманно, объявив всеобщую амнистию, которую «борцы за независимость» с радостью приняли. К примеру, Бермухамед Сисекенов – один из участников убийства Амангельды Иманова – после окончания Гражданской войны занимал руководящие должности, а во время Великой Отечественной кровью искупил свою вину, воевав на фронте. А вот другой алашордынец Габдул-Карим Токтабаев с 1927 по 1931 год был наркомом земледелия Казахской АССР, и все ошибки, перегибы и просчёты при проведении коллективизации, приведшие затем к трагическим последствиям в виде массового голода, были допущены под его непосредственным руководством. Об этом создатели фильма тоже предпочли «тактично» умолчать.
Сам же Дулатов был талантливым литератором (что, кстати, вполне признавалось и в советское время), но его политическая деятельность и его идеи направили его в сторону, противоположную желаниям и стремлениям его собственного народа. Что в итоге и привело его к печальному финалу – болезни и смерти в лазарете Сосновецкого лагеря.
Автор упомянутой нами выше рецензии утверждает, что в картине «Міржақып. Оян, қазақ!» совершенно нет «никакого антироссийского контекста». И вот тут уже нужно прямо сказать, что это утверждение не спорное, а просто-напросто ложное.
Медиаволна, поднятая фильмом, изначально принесшая с собой антироссийские нотки, вылилась в итоге в отвратительную и пугающую русофобию. По мессенджерам и через TikTok начали распространяться посты и ролики с хештегом #оянказак. Вот на одном молодая казашка заявляет, что больше никогда не будет говорить по-русски после просмотра фильма, на другом молодые парни казахи хмуро смотрят в камеру, а на экране подпись: «Так мы смотрим на русских после фильма «Оян, қазақ!». В комментариях звучат призывы «выгоним русских!», «уничтожим русских!». Некоторые такие ролики удаляются с платформы TikTok, но продолжают пересылаться через WhatsApp и Telegram.
«В школах среди детей пошла дискриминация по национальному признаку. На улицах казахи стали косо смотреть на русских, воспринимая их уже как врагов. Кое-где в магазинах продавцы-казахи стали просто игнорировать потребителей русской национальности. В общественном транспорте выжившие из ума апашки стали кричать русским в лицо: “Фашисты!”» – описывает реакцию на фильм один из казахстанских телеграм-каналов.
В местном медиапространстве спокойно распространяются посты и видео с призывами, которые было бы сложно представить ещё несколько лет назад. Вот тренер-казах отчитывает детей за то, что они говорят на русском: «…ты что русский?.. дед русский? …совсем русскими стали! …мы же казахи, дети, у вас должна быть честь! …в магазине говорят на русском – отвечайте на казахском! …скажи: «Я казах!», в какую страну ни поехал – говорю на казахском, беру переводчика!» В комментариях пользователи рассыпаются в комплиментах тренеру, называя его настоящим патриотом и учителем.
На днях трагедия в карагандинской шахте, где погибли 46 человек, погрузила в траур весь Казахстан. Но даже эта трагедия не смогла объединить расколотое казахстанское общество. По соцсетям широко разошлись скриншоты комментария некой Айжан Мусиной, которая написала, что в Караганде погибли «русские свиньи», которых не жалко. Комментарий свой она потом трусливо удалила после возмущённой реакции поражённых подобной гнусностью людей. Простые казахстанцы, которых ещё не успели ослепить русофобской пропагандой, реагируют на подобную риторику резко отрицательно. В отличие от казахстанских надзорных органов, которые реагируют абсолютно… никак.
Получается, что фильм с призывным названием «Проснись, казах!» разбудил только пещерный национализм и русофобию, а вот казахстанские правоохранители то ли спят, то ли усердно закрывают глаза. Вот только когда они, наконец, решатся их открыть, может быть уже слишком поздно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus