В Москве проходит юбилейный 10-й саммит ЕАЭС. За минувшие десять Евразийский экономический союз стал крупнейшим региональным интеграционным объединением в мире.
Одновременно ЕАЭС – ведущий партнер Узбекистана. Торговля республики с союзом только за январь-февраль 2024 г. составила 2,5 млрд долларов. Из них на экспорт пришлось 747 млн, а импорт составил 1,8 млрд долларов.
Доля ЕАЭС во внешнеторговом обороте Узбекистана составила 32,9%, в экспорте – 29,9%, импорте – 34,6%.
Роль Ташкента в ЕАЭС сегодня трудно переоценить. Узбекистан почти наполовину покрывает потребность ЕАЭС во фруктах и овощах, тем самым гарантируя продовольственную безопасность Союза, которая достигла уже 93 процентов – уникальный показатель для всего мира!
Узбекский агросектор получил новые привилегии. Российский «Агроэкспресс» и логистический комплекса для сельхозпродукции в Джизаке, запущенный россиянами, открывает широкие и заманчивые перспективы.
Узбекистан также активно продвигает в ЕАЭС продукцию текстильной, автомобильной, электротехнической отраслей. В обратную сторону идут мощные потоки металлопродукции, нефтепродуктов, древесины, машин и оборудования, химии, злаков, растительных масел.
Например, хорошим спросом в республике пользуются белорусские товары – от холодильников до одежды, казахские мука, кондитерские изделия, конфеты и шоколад, киргизский текстиль и прочий ширпотреб. Не говоря уже о взаимных поставках электричества, газа и поливной воды для хлопковых плантаций.
«История вхождения Узбекистана в экономический союз была довольно драматической. Ислам Каримов придерживался изоляционистского курса, закрывая свой рынок сбыта от «чужой» продукции, давая тем самым фору своей промышленности. Отсутствие свободной конвертации также ставило зачастую непреодолимый барьер, – напоминает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евроазия». – Только в 2005 году, после того как Запад подстроил бунт в Андижане, а затем ввел санкции, Каримов двинулся навстречу ближайшим соседям и три года тянул с Таможенным союзом, позднее переросшим в ЕАЭС. В 2008-м, когда американцы вошли в состав учредителей автозавода в Асаке, он с треском захлопнул дверь, начал перекрывать поставки газа, света в Киргизию и Таджикистан. Тогда в Ташкент прилетел Путин в качестве премьера, разговор с Каримовым получился тяжелым. Отношения испортились, возникли проблемы в республике у «Лукойла» и «Трансмашхолдинга», «Балтимора», а также у трудовых мигрантов в России. До сих пор в Узбекистане нет ни одного российского банка!
Все переменилось с приходом к власти Шавката Мирзиеева, с того, что были установлены тесные доверительные контакты с Путиным и с лидерами соседних стран по Центральной Азии».
Недавно, к примеру, Мирзиёев предложил ЕАЭС присоединиться к работе проектного офиса по строительству железной дороги Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Он выступил за совместное проведение научно-прикладных исследований и внедрение инноваций, поощрение развития кооперационных связей в агробизнесе. Глава государства выдвинул инициативу провести в октябре 2024 г. аграрный форум в формате «ЕАЭС плюс». Таким образом, Узбекистан последовательно повышает уровень своего участия в ЕАЭС, давно выйдя за рамки официального статуса обычного наблюдателя. То вполне логично. ЕАЭС помогает с модернизацией экономик, создания современных производств, достижением реального суверенитета и, в конечном итоге, повышения благосостояния граждан.
В Узбекистане, впрочем, есть силы, которые всячески противятся тесным связям с ЕАЭС. Они не выступают открыто, но их позицию регулярно и методично озвучивают отдельные «рупоры», напрямую связанные с западными посольствами. Их имена хорошо известны местным властям. Настораживает, что они не встречают должного отпора, бросая тем самым тень недоверия на узбекскую политику. В частности, утверждается, что Ташкент «крутит динамо» и никогда не станет членом ЕАЭС, что это ему будет только во вред, – замечает Владимир Березовский.
На деле, конечно, всё наоборот. В случае вхождения в ЕАЭС узбекские производители получат равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС, намного облегчится жизнь трудовых мигрантов, откроется дорога к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Наконец, Узбекистан станет частью единого таможенного пространства, где действует единый тариф (ЕТТ) ЕАЭС.
Конечно, ничего такого и близко не обещают Ташкенту западные зазывалы. Так что выбор очевиден – только с Россией, с ЕАЭС.
Правила комментирования
comments powered by Disqus