Актуальные вопросы, связанные с участием Кыргызской Республики в процессе евразийской интеграции обсудили участники круглого стола: «Юбилей ЕАЭС: итоги и перспективы для Кыргызстана», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
— ЕАЭС за десять лет прошел испытание не только мировыми экономическими кризисами, но и беспрецедентными экономическими санкциями. Как было отмечено президентом РФ В. Путиным на юбилейном саммите глав государств ЕАЭС, за годы своей деятельности союз утвердился в качестве одного из самостоятельных и самодостаточных центров формирующегося многополярного мира, тем самым «продемонстрировав устойчивость перед лицом новых вызовов». В этой связи внимание на Евразийскую интеграцию обращает всё большего число зарубежных стран и ведущих международных организаций, таких как ШОС, СНГ и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, — подчеркнул директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков.
Он напомнил, что о положительных результатах первого десятилетия ЕАЭС заявил и президент Кыргызстана Садыр Жапаров. В ходе саммита он отметил, что государства — члены Союза сумели сохранить общую макроэкономическую стабильность, обеспечить продовольственную и энергетическую безопасность региона, снизить уровень безработицы, поддерживать устойчивый рост производства и выход на новые рынки.
— Между тем последние два года страны ЕАЭС находятся под постоянным политическим давлением со стороны западных стран, которые грозят стратегическим партнерам России по евразийской интеграции вторичными санкциями. В этой связи многочисленные официальные визитеры из Вашингтона, Лондона и Брюсселя в Кыргызстан и Казахстан — страны, являющиеся стратегическими партнерами Евразийского союза, а также в Узбекистан, который имеет статус наблюдателя в ЕАЭС, раздают щедрые обещания финансовой помощи по целому ряду направлений. Прежде всего, это военно-техническое сотрудничество и модернизация военно-промышленного комплекса, инвестиционные и энергетические, инфраструктурные и иные масштабные проекты, — отметил спикер.
Однако эти обещания, по его словам, носят в основном декларативный характер. В отличие, например, от поддержки многочисленных НПО, чья деятельность связана с демократическими инициативами по западным стандартам. В 2023 году в мире отмечалось сокращение притока прямых иностранных инвестиций, и если Казахстану и Узбекистану американцы и их союзники обещают определенные бонусы в виде инвестиционного сотрудничества, то в инвестиционном портфеле Кыргызстана можно увидеть в основном кредиты на зеленную экономику и на реализацию технологических западных проектов.
— На этом фоне свобода передвижения рабочей силы в рамках ЕАЭС играет роль «подушки безопасности» для социально-экономических процессов в Кыргызстане. За последние два года сумма переводов наших граждан из России превысила $2,5 млрд, что подтверждает высокую эффективность действующего в рамках Евразийского союза рынка труда. Однако есть и проблемные моменты в деятельности Евразийского союза в части миграционных процессов. На мой взгляд, при возникновении каких-либо сложных ситуаций, касающихся интересов Кыргызстана в ЕАЭС, необходима более активная позиция наших представителей в ЕЭК. Наверняка, работающие в России кыргызстанцы понятия не имеют о том, что от нашей республики в комиссии находится представитель, который должен решать и озвучивать в публичном пространстве возникающие проблемы в той же миграционной повестке евразийского объединения, — добавил И. Шестаков.
Как отметил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, ЕАЭС является, по сути, третьим объединением в мире после Европейского союза и АСЕАН, имеющим наднациональный орган — Евразийскую экономическую комиссию, которая обеспечивает эффективность деятельности объединения.
По словам спикера, развитие экономического объединения было поставлено под сомнение после начала военного конфликта между Россией и Украиной. Однако вопреки скептическим прогнозам Запада антироссийские и анти белорусские санкции существенным образом не отразились на динамике развития ЕАЭС.
По итогам 2022г. снижение ВВП объединения было минимальным и пришлось преимущественно на направление Беларусь — Россия. Республики же ЦА наоборот добились прироста ВВП. В случае Кыргызстана этот показатель составил 7,2%.
— Данная динамика на фоне устойчивости и быстрой адаптации российской экономики к новым реалиям подтверждает не только перспективность развития союза, но и открывает новые перспективы участникам в контексте расширения линейки потенциальных партнеров ЕАЭС за счет стран АСЕАН и Африки. Единое пространство ЕАЭС представляет интерес как рынок сбыта и транзитный маршрут для транспортировки товаров из государств ЮВА и Китая в страны СНГ и Европу. Только за первый квартал 2023 г. грузопоток по Международному транспортному коридору «Север-Юг» (от Санкт-Петербурга до Мумбая — 7200 км) вырос в два раза, достигнув 2,3 млн тонн. Данный маршрут зарекомендовал себя как перспективный коридор для ЕАЭС и его зарубежных партнеров, — подчеркнул спикер.
По его словам, активизация участия стран ЦА в этом проекте, в первую очередь, в рамках совершенствования его инфраструктурной составляющей, позволит существенно нарастить прибыль в условиях санкционного давления Запада. Товарооборот за 2023 г. составил 7,4 триллиона рублей, что говорит о существенном движении товаров внутри объединения, тогда как на начальном этапе он составлял всего 3,5 триллиона рублей.
Взаимная торговля между государствами — членами продолжает активно развиваться. За годы участия Кыргызстана в объединении взаимная торговля с государствами — членами выросла на 76%, с $2,5 млрд до $4,4 млрд. Экспорт КР в страны ЕАЭС увеличился в 3 раза — c $410 млн до $1,23 млрд — без учета золота, 80% экспорта направляется в страны ЕАЭС. При этом в структуре экспорта Кыргызской Республики растет объем товаров с более высокой добавленной стоимостью, таких как текстиль, одежда, обувь, изделия из пластмассы и камня, по итогам 9 месяцев 2023 года он вырос на 34,8%. Объем импорта вырос в более чем 50% — с 2 млрд долларов до $3 млрд. Данные показатели отражают поступательное развитие сотрудничества и углубления интеграционных связей между нашими государствами, — подчеркнул Б. Курамаев.
Участниками дискуссии также было отмечено, что на Западе республики ЦА рассматриваются как зоны с высоким уровнем риска обострения внутриполитической обстановки (с учетом афганского фактора). При этом, членство в ЕАЭС — в успешно зарекомендовавшей себя структуре, является дополнительным аргументом в пользу стабильности и надежности каждого из участников Евразийского союза.
Ключевым фактором в рамках ЕАЭС является приверженность идеям многополярности, равноправного взаимовыгодного сотрудничества, открытой и свободной торговли, отказу от протекционизма. Это создает основу для налаживания продуктивного сотрудничества как внутри ЕАЭС. Так и по линии «союз — зарубежные государства». Однако действия американцев и европейцев ставят под угрозу процесс формирования под эгидой ЕАЭС и ШОС новых транспортных коридоров, открывающих новые перспективы для развития экономик стран евразийской интеграции, в том числе Кыргызстана. Тем более, что участие в указанных объединениях позволяет эффективно противостоять экономической диктатуре Запада и проводить независимую линию в международной политике без оглядки на одобрение европейских столиц и Вашингтона.
— На мой взгляд, попытки третьих стран вставить палки в колеса Евразийского экономического союза бессмысленны. Может быть, им удастся добиться того, что возникнут какие-то технические трудности, но сама жизнь показала, что ЕАЭС нужен нашим странам. Особенно в период, когда усиливается геополитическая борьба, т.к. между крупными державами идет борьба за влияние. Когда строится многополярный мир, для небольших стран, таких как Кыргызстан, важно находиться в составе экономических объединений, организаций обеспечивающих безопасность и так далее, — подчеркнул профессор, доктор политических наук, ЧПП КР Аликбек Джекшенкулов.
О перспективах ЕАЭС, по словам спикера, говорят цифры, показывающие, как за последние пять лет вырос товарооборот между участниками Евразийского экономического союза, как вырос товарооборот с приграничными странами, как развивается структура экономик стран объединения.
— Цифровизация, внедрение передовых технологий и методов взаимодействия также открывают большие перспективы для развития и обеспечения экономической безопасности наших стран. Однозначно можно сказать, что у ЕАЭС большой потенциал. Я думаю, что с ростом экономической мощи и влияния стран ЕАЭС будет увеличиваться и число желающих вступить в него стран. Евразийское объединение — это не какая-то фантасмагория или заоблачная иллюзия, это реальный проект, плоды которого ощущает в повседневной жизни и население, и бизнес, т.к. участие в нем отвечает нашим национальным интересам. Поэтому относительно перспектив ЕАЭС не может быть никаких сомнений.
Я верю, что наши соседи, которые еще не присоединились к ЕАЭС, со временем примут такое решение, потому что это соответствует интересам всех стран на евразийском пространстве. Очевидно, что состояние евразийского пространства будет иметь серьезное влияние на все мировые процессы — на поляризацию сил, на формирование многополярного мира, на развитие экономик, укрепление безопасности, взаимное обогащение культур и т.д. Сейчас есть целый комплекс вопросов, к решению которых, я полагаю, нам надо готовиться, а для этого важно развивать и усиливать интеграцию, чтобы каждая страна получала еще больше выгод для своей экономики и соблюдения своих национальных интересов.
Некоторые заокеанские политологи и идеологи пытаются навязать различные мнения по поводу участия Кыргызстана и других стран ЦА в ЕАЭС. Но я думаю, что сегодня в сложившейся политической и экономической ситуации не только в нашем регионе, но и на всем евразийском континенте альтернативы ЕАЭС пока нет. Более того, я хочу подчеркнуть, что именно участие в Евразийском экономическом союзе позволяет Кыргызстану пережить серьезные экономические вызовы, которые исходят из мировых процессов, ввиду усложнения мировой обстановки, торговых войн, санкций и т.д. Эти вызовы исходят извне, а не из ЕАЭС, поэтому ответ однозначный — альтернативы нашему союзу на сегодняшний день нет.
Несмотря на то, что некоторые зарубежные идеологи обещают нам «золотые горы», я думаю, что наши страны сегодня четко и ясно понимают, как свои национальные интересы, так и геополитические цели тех или иных игроков, которые пытаются использовать наши страны как жупел. Когда некоторые зарубежные игроки вдруг заговорили о перспективах ЦА, мне хочется задать им вопрос — а где они были 32 года? Почему раньше не проявляли сколько-нибудь серьезного интереса к нашему региону, и ни одного реального проекта в Кыргызстане не реализовали?
Я думаю, мы не должны поддаваться эмоциям и вестись на «заманухи» зарубежных стран, мы должны прагматично и взвешенно осуществлять свою внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с нашими национальными интересами, которые лежат в одной плоскости с целями и задачами, стоящими перед Евразийским экономическим союзом, ШОС и другими региональными объединениями.
Я думаю, что организации, которые существуют параллельно ЕАЭС, например, ШОС или проект ОПОП, нацеленный на развитие инфраструктуры и коммуникаций, строительство железных и автомобильных дорог, также открывают перспективы перед нашей страной. Если все эти проекты реализуются, это позволит нам развивать нашу экономику еще более динамично.
Кыргызстан находится в самом центре не только нашего региона, но и всего евразийского пространства, между двумя великими державами — Россией и Китаем, на шелковом пути, и мы должны это использовать в интересах нашего народа, в наших национальных интересах. Поэтому попытки отдельных геополитических игроков расколоть наше объединение различными «морковками», вряд ли, увенчаются успехом. ЕАЭС работает эффективно, и эффективность увеличивается с каждым днем. И свидетельством тому является цифровизация, обмен технологиями, взаимная поддержка по всем направлениям, реализация совместных проектов и т.д. Активизация и углубление интеграции в рамках ЕАЭС дает нам определенные преимущества и дополнительные возможности для экономического развития. Особенно это касается Кыргызстана, учитывая, что мы пока уязвимы в некоторых моментах, — высказал свое мнение А. Джекшенкулов.
Мысль о том, что Евразийский союз, как интеграционное экономическое объединение, важен и нужен для всех его участников, поддержал системный аналитик, экономист Бактыбек Саипбаев. По его словам ЕАЭС должен развиваться, и в перспективе в него добровольно войдут и другие страны.
— Я прекрасно помню, сколько копий ломалось, когда встал вопрос вступать Кыргызстану в это объединение или не вступать. Многие представители НПО были категорически против, тем не менее, мы вступили. Сказать, что это было ошибкой, конечно, нельзя, хотя у меня было больше ожиданий от Евразийского экономического союза, чем реально произошло за эти 10 лет. Декларировалось, что будет создан общий рынок труда, общий рынок капиталов, общий экономический потенциал, совместные предприятия, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. К сожалению, пока этого не произошло.
Но при этом я прекрасно понимаю, что сейчас ЕАЭС находится практически в самом начале трудного пути. Мы еще на вершину полной интеграции не добрались. Мы пока буксуем и немного чего добились. Тем более, что нам в этом мешает Запад, который реализуя свой глобальный геополитический проект, пытается вставлять палки в колеса евразийской интеграции. Однако, как это ни парадоксально, несмотря на западные санкции, в странах ЕАЭС идет рост экономик, идет углубление сотрудничества. Тот же Казахстан, который заявляет о своем нейтралитете и поддержке санкций, вынужден работать с РФ. Куда им деваться, если, например, трубный газ идет из России в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан.
Республики Средней Азии и Казахстан попали в двойственное положение. Нельзя пользоваться картой «МИР», банки боятся осуществлять переводы. Т.е. мы находимся в разгаре геополитической борьбы, и являемся при этом ее объектами, а не самостоятельными субъектами. Мы находимся на крутом изломе истории, и самые интересные события нас ждут впереди. Буквально в ближайшие месяцы. И все будет зависеть от того, что произойдет в театре военных действий на Украине, — подчеркнул эксперт.
Как отметил системный аналитик Мурат Мусабаев, для Запада всегда представляла угрозу любая форма интеграции постсоветских стран.
— Для них любые виды сотрудничества постсоветских государств, как ком в горле, поэтому они этому всячески препятствуют, способствуя дезорганизации и нашему разобщению, в том числе через всевозможные НПО, международные финансовые структуры и т.п. Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не было сегодняшней проблемы, то ее надо было придумать, чтобы всех нас встряхнуть — ту же Евразийскую экономическую комиссию, которая непонятно чем занималась. И если бы не СВО, она бы продолжала это делать.
Человека надо поставить в критическую ситуацию, чтобы он начал думать. Остановили московскую биржу, нет возможности проводить платежи, надо искать выход. Надо переходить от политики к конкретике. Я сегодня ехал на троллейбусе, на перекрестке обрыв троллейбусной линии. Троллейбус не может ехать. Женщина водитель вышла, сняла штанги, на аккумуляторе на медленном ходу объехала обрыв, подсоединила штанги снова, и троллейбус поехал дальше. Вот это и есть будущее ЕАЭС — нужно потихоньку убирать все препоны на пути и двигаться дальше. Голь на выдумки хитра. Это для Запада начинается кризис, а для нас, привыкших к кризисам, это время возможностей. Особенно для такой небольшой страны, как Кыргызстан, — отметил аналитик.
В свою очередь экс-вице премьер министр КР, эксперт по финансовым вопросам Эльмира Ибраимова напомнила, что Евразийский экономический союз — одно из самых крупных региональных объединений.
ЕАЭС является крупнейшим по площади экономическим пространством в мире — 14% суши, площадью около 20,3 млн кв. км и с населением 183,7 млн человек. ВВП стран-участниц союза занимает пятое место в рейтинге ведущих экономик — более $2,0 трлн. Объем внутренней торговли стран союза – более $70 млрд, внешней — $923 млрд.
В 2018 году в силу вступил единый Таможенный кодекс, упростивший многие таможенные процедуры. Единый рынок труда Евразийского экономического союза позволяет гражданам стран — участниц работать на равных условиях. Трудящиеся из стран ЕАЭС могут работать на территории союза без патентов и виз. Дипломы, полученные в странах объединения, признаются на территории всего союза. Трудящиеся из стран союза могут бесплатно получать медицинскую помощь.
— Подводя итоги первых десяти лет существования можно уверенно сказать, что Евразийский экономический союз состоялся как одно из ключевых региональных объединений. Кыргызская Республика за все годы своего членства в ЕАЭС показала себя стабильным и надежным партнером, приверженным принципам, заложенным в уставных документах. При этом, Кыргызстан ощущает позитивный эффект от интеграции и увеличения внешней торговли.
ВВП КР по итогам прошлого года вырос на 6,2%, преодолев исторический рубеж и составив почти 1,3 триллиона сомов. С момента вступления в Союз и по 2023 год внешнеторговый оборот Кыргызской Республики вырос с $5,6 млрд до $15,7 млрд, увеличившись в 2,8 раза. Только за 3 месяца этого года (январь-март) объем взаимной торговли Кыргызстана с государствами — членами ЕАЭС составил $868,5 млн. Наибольшая доля взаимной торговли республики за этот период пришлась на Россию (70,4%) и Казахстан (27,2%). Для Кыргызстана были и остаются приоритетными направления, связанные с созданием общих рынков энергоносителей, обеспечением свободы перемещения трудовых ресурсов, созданием единого рынка товаров, капиталов и услуг без барьеров и изъятий, — отметила Э. Ибраимова.
Между тем, как отметил председатель правления Ассоциации «Объединение продвижения оптимальных решений и альтернатив» — экс-руководитель управления координации ЕАЭС МЭК КР Нурсултан Мукаев, Кыргызстан еще не до конца выполнил условия, которые были поставлены перед республикой в момент ее вступления в ЕАЭС. Речь идет, например, о создании лабораторий и оснащении контрольно-пропускных пунктов.
— Когда мы входили в этот договор в 2015 году, мы взяли на себя определенные обязательства. Нам давали отсрочку до 2020 года, чтобы мы привели в соответствие свои нормативно-правовые акты, создали лаборатории, оснастили контрольно-пропускные пункты и т.д. В связи с пандемией ковида и рядом внутриполитических событий мы не уложились в сроки, но работа продолжается. ЕАЭС очень важен для Кыргызстана, это максимально либеральный рынок для наших экспортеров. Например, при поставках наших товаров в третьи страны нужно предоставить 28 различных документов, в страны Евразийского союза — всего семь, — пояснил спикер.
Он также напомнил, что 1 января нынешнего года запустился проект по промышленной кооперации, который Кыргызстан продвигал с 2017 года.
— Когда мы выдвинули данную инициативу, нас никто из стран ЕАЭС не поддержал, однако в августе прошлого года пришло понимание, что данная концепция очень актуальна, что нужно реализовывать совместные проекты, развивать национальные валюты и т.д. Однако с ее реализацией возникли определенные трудности. Например, у нашего бизнеса возник вопрос — сможем ли мы перерабатывать свою сельхозпродукцию? Нам ответили — нет. Мы, так сказать, оказались в тупике. У нас аграрная страна, и это одна из немногих сфер, где Кыргызстан может проявить конкурентоспособность. Однако мы просто экспортируем свою сельхозпродукцию. И в этом направлении нам нужно вести переговоры, чтобы в рамках промкооперации нам выделялись средства на переработку нашей сельхозпродукции, — подчеркнул Н. Мукаев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus