В Центрально-азиатском регионе бок о бок существуют пять независимых государств. Более чем за двадцатилетний период независимого существования страны имели достаточно времени для того, чтобы переосмыслить прошлое и найти свое место в глобальной экономике. Как показывает время, в новых условиях сосуществования напряженность в отношениях между государствами Центральной Азии со временем постоянно нарастает. Мир сохранён, но по многим вопросам согласия и доверия не достигнуто.
Особенно это касается вопросов трансграничных водных ресурсов и энергетики. Основными очагами напряжённости являются Таджикистан и Кыргызстан, расположенные в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи. Эти государства своими непродуманными действиями постоянно вносят лепту раздора как внутри своих стран, так и за её пределами, раскачивая лодку стабильности и устойчивости в Центральной Азии.
В чём дело? Во-первых, руководство этих стран не смогло обеспечить стабильность и устойчивое развитие своих стран. Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этих двух государствах не нашлось достойного, политически и экономически грамотного лидера, который смог бы консолидировать общество, подобрать высококвалифицированную команду и сыграть историческую роль в выведении государства из состояния политического и экономического хаоса.
Например, частая смена руководства страны в Кыргызстане ни к чему хорошему не привела. Страна снизу доверху пронизана криминалом. В современном кыргызском обществе организованные преступные группировки находят особо благоприятную питательную среду для реализации своих личных и корпоративных интересов. Оказывая мощное влияние на все сферы общественной жизни, организованная преступность стала действительно реальной силой, подрывающей безопасность кыргызского общества и государства. Теперь в стране вслед за теоретиками это вынуждены признать и практики, лидеры государства и руководители его силовых структур, деятели политических партий и общественных движений.
Многими иностранными наблюдателями Кыргызстан справедливо характеризуется как «страна непуганого криминалитета». Особое беспокойство вызывает степень проникновения преступности во все сферы жизни общества и угроза, которую она представляет для нормального экономического развития.
События в Кыргызстане вызвали негативную реакцию не только у мирового сообщества. Они также встревожили президента Таджикистана. Ведь успешная операция по смещению действующего президента соседнего государства, с одобрением воспринятая общественным мнением, могла вызвать цепную реакцию новых переворотов в Таджикистане. Масла подлила ситуация на Ближнем Востоке. Кажущаяся стабильность в этом регионе ни у кого не вызывала опасений, а сегодня что там творится? А ведь положение в этих странах было гораздо устойчивее, чем в Таджикистане.
Понятно, что действующий президент Таджикистана понимает, что сложившаяся обстановка в стране не лучше, чем в Кыргызстане: та же коррупция, тот же криминал, такая же оппозиция, недовольство населения существующим режимом. Наркотрафик, наркобароны, высокий рост потребления и изготовления наркотиков плюс тревожное развитие обстановки в республике вкупе с непрекращающейся инфильтрацией в Таджикистан боевиков из Афганистана с их намерениями активизировать диверсионно-террористическую деятельность.
В общем, куча болезней, парализовавших развитие государства. Да и предпосылки для отстранения клана Рахмона те же, что и в Кыргызстане: личное обогащение на фоне обнищания народа, взяточничество, продажа должностей, присвоение государственной собственности и т.д.
Тяжёлые экономические и политические условия внутри этих стран самым отрицательным образом отразились на объективном понимании проблем Центрально-азиатского региона их руководством, действия которого можно сравнить только с поведением капризного ребёнка и нельзя назвать адекватными.
Правила комментирования
comments powered by Disqus