«Куликовская битва» (так в Кыргызстане называют противостояние кондитерского дома «Куликовский» и некоего гражданского активиста-блогера Айтилека Орозбекова по языковому вопросу) подтвердила давно известную истину. Очень многие люди называют патриотизмом то, что, по сути, является его полной противоположностью. Многие напрочь лишены критического мышления. И очень-очень многие, увы, подвержены нехорошему стадному чувству.
Напомним, кто такой Айтилек Орозбеков (о нём здесь уже писали). Молодой человек с юридическим образованием, но без определённого рода занятий. Его характеризуют как блогера, но блогер – это пока ещё в Кыргызстане не профессия. Блогерство его сводится к теме государственного (кыргызского) языка, за всестороннее внедрение и развитие которого он якобы сильно переживает. Так сильно переживает, что в буквальном смысле кушать не может, пока его в общепитовской точке не обслужат на кыргызском языке.
Если в Кыргызской Республике гражданин желает, чтобы с ним разговаривали по-кыргызски, - это абсолютно естественное и законное желание. Спорить с этим по меньшей мере глупо. Вопрос – как именно он реализует это своё неотъемлемое право.
На боевом счету Орозбекова на сегодняшний день более пятидесяти (!) «проверенных» им ресторанов, кафе, столовых и кофеен. В каждое такое заведение он заходит как к себе домой, дверь открывая, натурально, с ноги. Включает видеокамеру. Срывает русскоязычные вывески. Требует отчёта: почему меню на русском языке? С первых минут нарывается на скандал – и в итоге его получает.
Что произошло конкретно в «Куликовском»? Об этом можно судить по его же, орозбековскому, видео. Он здоровается с девушкой-сотрудницей (девушка, кстати, кыргызка). Девушка отвечает по-русски. Блогер выдвигает требование – разговаривать с ним на государственном языке. Девушка вежливо предлагает «переключить» его на кыргызоговорящего коллегу. Орозбекова такой расклад не устраивает. Ему надо, чтобы с ним разговаривали по-кыргызски все до единого сотрудники всех учреждений…
Такие же «патриоты», поднявшие шумиху в соцсетях, утверждали потом, что «Куликовский» специально берёт на работу исключительно русских и что он якобы принципиально против государственного языка. Эту чушь комментировать нет смысла. Но кое-кто на неё повёлся. И неистово аплодировал Айтилеку Орозбекову, «поставившему на место» кондитеров-«шовинистов» и пострадавшему за правое дело.
Вообще-то у Орозбекова серьёзные проблемы с законом. В поле зрения правоохранителей он попадал как минимум дважды, и оба раза – примерно за одно и то же. За дестабилизацию общественно-политической ситуации в стране. В 2024 году Первомайский районный суд Бишкека оштрафовал блогера на 70 тысяч сомов за публичные призывы к насильственному захвату власти. В мае 2025-го неугомонный активист был задержан по подозрению в разжигании межнациональной розни. Отпущен под домашний арест с запретом публиковаться в соцсетях.
Однако публикуется. И останавливаться, судя по всему, не намерен. Тем более что руководство «Куликовского», написавшее в своё время на него заявление в милицию и подвергшееся жёсткой травле в тех же соцсетях, пошло на попятную и на мировую, отозвав заявление, 16 января пригласив блогера, поговорив с ним по-кыргызски и заключив соглашение о дружбе и ненападении.
Хейтеры торжествуют. Празднуют победу. Хотя и высказывают мнение, что «куликовцы» должны просить прощения у всего кыргызского народа. Припоминают им «провокационные» торты к 9 Мая с надписью «На Берлин!». Призывают выдворить их из Кыргызстана… Не принимая во внимание, что сеть кондитерских «Куликовский» - мировой бренд, крупный работодатель, поставщик вкусной и качественной продукции. А кто такой Айтилек Орозбеков?..

Впрочем, на своих «безвинных страданиях» и волне травли «Куликовского» он уже вписался в историю, заработал славу патриота и неутомимого борца за правду. А также миллионы подписчиков и «просматривателей».

Не этого ли, собственно, и добивался?
Похожий случай имел место в Бишкеке в феврале 2023-го. Тогда некая Евгения Булгакова организовала в соцсетях коллективную травлю Зульфиры Хайбуллиной – координатора Бессмертного полка в Кыргызстане, а по совместительству хозяйки бишкекской кофейни. Гражданке Булгаковой не понравилось, что в кофейне для посетителей лежит стопка свежей прессы, в том числе «Российская газета».

Девушка разразилась гневным постом, обвинив хозяйку в поддержке «фашистской России», в пропаганде русского мира, в великодержавном шовинизме и прочих «нехороших» -измах. Подняла в соцсетях настоящее цунами. Возмущённые недалёкие пользователи (к травле Хайбуллиной очень скоро подключились и настроенные проукраински соседи-казахи) призывали разобраться с хозяйкой заведения, сжечь кофейню…

Кто такая Зульфира Хайбуллина? Человек, чьё имя в Кыргызстане у всех на слуху. Именно она стояла у истоков Бессмертного полка и много лет отдаёт все силы, чтобы шествие его не сорвалось. С этой же женщины начинаются многие благотворительные акции.
Кто такая Евгения Булгакова? О ней до скандала с «Российской газетой» никто ничего не слышал. Узкий круг знакомых знал её как учредителя магазина футболок. В феврале 2023 года о ней узнал весь Кыргызстан и даже часть Казахстана. Девушка проснулась знаменитой. И подобно Айтилеку Орозбекову возомнила себя вершительницей человеческих судеб и вообще самой выдающейся личностью всех времён и народов. Кроме травли Хайбуллиной, Булгакова замечена и в других мерзостях, которые также придают ей определённый вес в рядах последователей.

К чести Зульфиры Хайбуллиной следует сказать, что она не сдалась и не пошла на унизительное примирение с «патриоткой Женей».
Ещё одна активистка не пользовалась особой популярностью до тех пор, пока ей пожизненно не запретили въезд в Россию. Случилось это зимой 2024 года: Бурул Усманали задержали в аэропорту Новосибирска при попытке проехать в Алтайский край и сообщили, что она в чёрном списке и путь в Россию ей закрыт. Закрыт, разумеется, не просто так: в Кыргызстане дама участвовала в антивоенных митингах и собирала помощь для украинских солдат.

Инцидент моментально придал активистке статус мученицы, и теперь её имя известно каждому прозападному «патриоту» Кыргызской Республики. В соцсетях она администрирует группу «Мамлекеттик тил» («Государственный язык»), куда последнее время скидывала всё, что так или иначе касалось «куликовской битвы». Договорилась до того, что главные противники кыргызского языка – МВД, ГКНБ и Академия наук. «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона!»…


Все эти языковые истерики не имеют никакого отношения к развитию кыргызского языка и внедрению его во все сферы общественной жизни. Они, по большому счёту, не для этого и затеваются. Люди, которые реально беспокоятся о государственном языке, организуют для всех желающих бесплатные курсы по его изучению (да, такие люди в Кыргызстане есть).








Правила комментирования
comments powered by Disqus