После вывода коалиционных сил НАТО из Афганистана страны Центральной Азии боятся попасть под удары активных террористических группировок. Причем угрозу создают так называемые религиозные объединения, которые ничего общего с праведными ценностями не имеют. Безусловно, 2014 год станет переломным этапом для государств, заинтересованных в стабильности и развитии региона.
Затишье перед бурей
Необходимость бороться с религиозным экстремизмом назрела давно. Более того, официальное духовенство признает, что многие течения переворачивают с ног на голову основы религии и используют отдельные принципы в своих далеко не благородных идеях. В связи с этим лидеры муфтиятов Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, России, Ирана, Турции решили создать интеллектуальную площадку в рамках исламского пробуждения в Центральной Азии, которая должна стать альтернативой политическому экстремизму, нетерпимости, раздробленности общества.
По словам директора исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыра Маликова, политическая ситуация в Центральной Азии остается напряженной. Вмешательство внешних сил Ближнего Востока может повернуть процесс к раздору, сепаратизму и более активному распространению радикализма. «Геополитическая борьба между игроками ЦА в конечном счете приведет к дестабилизации. Вывод американских войск из Афганистана в 2014 году отразится на странах Центральной Азии, а также России и Китае. Этот вопрос особо остро стоит в регионе на фоне низкой исламской грамотности, распространенности искаженных толкований религиозных течений», - пояснил он.
Кроме того, некие внешние силы, о которых в Кыргызстане принято умалчивать, пытаются помешать религиозным деятелям установить истину и направить молодежь на правильный путь, считают эксперты. Многие участники международной конференции «Интеллектуальная инициатива в рамках процесса исламского пробуждения в ЦА» не смогли приехать, так как столкнулись с невидимым врагом на родине.
Экстремизм шагает по планете
То и дело в СМИ появляется информация о задержании активных членов террористических и радикальных группировок, распространяющих запрещенную литературу, вербующих в основном малограмотную и наивную молодежь в свои объединения.
В середине июля сотрудники управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД Чуйской области задержали разыскиваемого в Казахстане экстремиста. Саян Хайров обвинялся в создании террористической группы, в возбуждении социальной, национальной, религиозной вражды, похищении человека, массовом убийстве.
В октябре в Москве задержали кыргызстанца, подозреваемого в вербовке новых членов для крупной экстремистской организации «Хизб-ут Тахрир». Он призывал верующих вступить в запрещенную партию, стоя у входа в мечеть. Его «коллеги» проводили подобные акции и в других мечетях Москвы. В Екатеринбурге задержан вербовщик международной террористической организации «Исламская партия Туркменистана». При нем обнаружены капсулы с наркотическим средством, граната РГД-5. Прикрываются экстремисты защитой прав мусульман.
Следует отметить, что основная деятельность «Хизб-ут Тахрира» развернута в Центральной Азии. С 2003 года организация включена в список террористических. По российскому законодательству за участие в экстремистских организациях предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы. Безусловно, после освобождения экстремисты с большей яростью продолжают начатое дело.
Все чаще они вовлекают в агитацию несовершеннолетних и стариков, так как они вызывают меньше всего подозрений. В ходе стандартной проверки документов на одном из бишкекских рынков задержан подросток, у которого обнаружено несколько листовок религиозно-экстремистского содержания. По словам сотрудников столичного ГУВД, брошюра написана на арабском и узбекском языках. Кроме того, в Токмаке с листовками экстремистской направленности попался местный житель. Позже и в Канте у 78-летнего сторожа районной мечети обнаружили запрещенные книги, брошюры и листовки.
По Уголовному кодексу КР за хранение, транспортировку и распространение экстремистских материалов предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Прикрываясь религиозными побуждениями, экстремисты совершают особо тяжкие преступления.
От пробуждения до искажения
Исламские лидеры признают, что в настоящее время происходит распад единого религиозного общества. Прикрываясь верой, особо ярые фанаты объявили так называемый джихад и совершают убийства ни в чем не повинных людей. По словам казахстанского эксперта Бейбита Сапаралы, в исламе 72 течения, направленных на искажение религии. «Сейчас все находится под властью тех, кто пытается исказить суть ислама. В итоге подобное «пробуждение» приведет к религиозным революциям», - считает он.
Однако председатель партии исламского возрождения Таджикистана Мухеддин Кабири не видит ничего предосудительного в пробуждении религиозной активности. «Если кто-то боится этого термина, мы должны стараться вложить в него истинный смысл. Не всегда пробуждение приводит к хаосу и деструктивным акциям. В Центральной Азии инициатива находится в руках авторитарных кругов. В религии особенно укрепились радикальные группы», - пояснил Мухеддин Кабири.
Исламизация общества в том виде, в котором она существует сейчас, и вовсе пугает главу Государственного агентства по делам религий КР Абдулатифа Джумабаева. Религиозность в республике растет, но не выполняет основных задач. Представители различных конфессий не видят ничего небогоугодного в том, что демонстрируют, например, нетерпимость к представителям другой веры, при случае пытаются унизить, оскорбить их, превознося свою религию. «Это вызывает опасения. В настоящее время вопрос религии становится вопросом безопасности в Центральной Азии», - предостерегает он.
Ситуация настолько политизирована, что депутаты Жогорку Кенеша намерены разработать соответствующий законопроект о религиозном образовании. Председатель комитета по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев считает, что молодежь слабо знакома с историей мировых религий. «Важно проводить правильную политику в религиозном образовании. Необходимо ввести в общеобразовательных заведениях предмет истории и культуры мировой религии и выдавать лицензии учреждениям, касающимся религиозного образования», - отметил депутат.
По официальным данным, в Кыргызстане 91 учреждение с религиозным обучением, в том числе 10 высших исламских учебных заведений, 65 медресе, 7 высших христианских учебных заведений, 8 средних религиозных образовательных школ. Обучение в них проходят 4 тысячи 630 студентов, которые, как считают чиновники, получат правильные представления о религии. Но большая часть прогрессивного поколения останется подвержена влиянию религиозных группировок.
В преддверии активизации радикально настроенного террористического Афганистана Центральная Азия рискует стать эпицентром горячих событий. Без консолидации всех слоев общества, ветвей власти и духовенства справиться с угрозами будет сложно. Свою «арабскую весну» Кыргызстан уже пережил. Сейчас республика замерла в ожидании афганского лета.
Правила комментирования
comments powered by Disqus