Русская революция в 1905 г.
После русской революции 1905 года, целью которой было улучшение положения рабочих и крестьян, начали возникать новые профсоюзные и политические организации, рабочие начали бастовать, а крестьяне, будучи более активными, жгли и разоряли барские усадьбы, беспокойства с применением насилия стали нормой. Царь был вынужден выдать манифест о предоставлении гражданских прав, всеобщем праве участвовать в выборах учредить думу, имеющую право принимать все законы, за исключением государственного бюджета.
В 1906 году премьером правительства стал Петр Столыпин, при нем обвиняемые в политическом насилии сильно наказывались (только в 1908–1909 гг. по этой причине было приговорено к смерти 3 682 человека), он также приступил к аграрной реформе. Будучи опытным и успешным хозяйственником, Столыпин понимал желание крестьян владеть замлей, он начал большую программу внутренней миграции.71
Община. После революции 1905 года в России были упразднены общины72(совместная собственность производственных сил с полным или частичным самоуправлением) и общинное равное пользование землей. Русская община была фактически учреждением феодального типа, из нее нельзя было выйти в одностороннем порядке.
Ситуация изменилась 9 ноября 1906 года, когда русское правительство выдало постановление, на основании которого стало возможным выходить из общины. Столыпинская аграрная реформа позволила приобретать в частную собственность долю в общинной земле, пользователями которой являлись крестьяне. Целью реформы стало создание в деревнях на базе старой общины независимого сословья частных крестьян с сохранением имущества.
Предполагалось, что земля для финансово крупных субъектов будет браться из фонда совместного общественного имущества – общины. Кроме того, самые лучшие общинные земельные участки были преобразованы на кулацкие73 отрубы (те земельные участки, которые перешли в частное владение) и хуторы (такой же земельный участок, но расположенный обособленно, где также имеются хозяйственные и жилые здания).
Царскому правительству не удалось везде ввести частную собственность: до 1917 года хуторы и отрубы составляли десятую часть крестьянских хозяйств, и прежде всего на северо-западе (по соседству с Прибалтикой) и на юге – юго-востоке (юг Украины, предгорья Кавказа, центральное Поволжье). В остальных губерниях, как правило, удержалась община.
Вышедшие из общины крестьяне среднего достатка и бедняки в количестве 1 200 000 человек продали около 4 миллионов десятин74 своей земли кулакам по сильно заниженной цене. Правительство предприняло шаги по переселению этих «лишних» крестьян – русские крестьяне в поисках земли часто направлялись и в очень удаленные регионы, в том числе и в Центральную Азию. Нельзя сказать, что принятые меры были успешными: крестьяне, как правило, возвращались из новых мест домой.
Интенсивность общинного землепользования разных мест России (и потом и Советского Союза) сильно отличалась: в то время как в европейской части община была устранена, (включая преобразования патриархальной семьи) и на тех самых отсталых местах до 40-ых лет XX-го столетия, в некоторых местах Средней Азии хозяйства общинного типа сохранялись, вплоть до распада СССР.
В то время как переселение в Туркестан проходило вначале без конфликтов с коренным населением, то после 1905 г., когда оно приобрело массовый характер, произошли принципиальные изменения. Причиной этого стал возрастающий недостаток земельных участков, когда местные кочевые племена получали нормированный земельный надел: 30–60 десятин на одну кибитку (юрту), то есть на одно хозяйство и часто эти участки не годились даже под пастбища75. Из-за этого многие киргизы стали безземельными, позже безутешность их ситуации спровоцировала вооруженное восстание.
Протокол количества переселенцев, г. Томск, 15.1.1915
Источник: <http://pereselenie.gato.tomica.ru/i/3211/390/scan3937.jpg>.
Восстание в 1916 году
К 1916 году дошло до самого крупного восстания среднеазиатского населения против русского правительства. В наше время оно получило самые различные оценки ученых. Такое отсутствие единства мнений типично для этого вопроса.
Большая Советская Энциклопедия76 при оценке этого восстания подчеркивает его рабоче-крестьянский характер:
… выступление угнетённых народов Средней Азии и Казахстана в период первой мировой войны 1914–18 гг. против колониальной политики царского правительства России. Война привела к усилению национального и колониального гнёта (рост налогов, податей, введение военных реквизиций и различных сборов на нужды фронта).
Восстание было направлено против царских властей, империалистической войны, а также против местной административной верхушки, помогавшей русским чиновникам в их грабежах и насилиях.
Начавшись как антиколониальное и антивоенное, восстание постепенно перерастало в антифеодальное. Лишь в некоторых незначительных по масштабу районах феодально-клерикальным элементам удалось спровоцировать реакционные выступления националистического характера. Основными движущими силами восстания были дехкане и скотоводы, а также трудящиеся массы города – рабочие и ремесленники.
Оценка восстания в советской историографии звучит обычно довольно положительно: оно хорошо вписывается в сюжет рабоче-крестьянских восстаний против феодальных (и капиталистических) эксплуататоров. Одновременно с этим – это пример несовершенной революции, а той совершенной может быть только революция социалистическая. Нигде в советских источниках не говорится о том, что это был бой против русской власти, употребляется только выражение «бой с царской властью и местными правителями».
История Касымалы Баялинова, рассказывающая о положении киргизских беженцев в Китае была опубликована в 1957 г. в журнале «Литературный Кыргызстан»77. Ее стиль отвечает официально принятому: восстание подается, как классовый бой против эксплуататоров:
Март тысяча девятьсот семнадцатого года. Мы находимся в Китае, близ города Уч-Турфан78.
В 1916 году киргизский народ поднял восстание против своих угнетателей – царских колонизаторов и их приспешников – баев и манапов. Однако оно было жестоко подавлено. Тысячи киргизских семей, спасаясь от преследований карательных отрядов, бежали в Китай. В поисках пищи и работы, многие из них проникли в глубь Синьцзяна до Ак-Су, Черного города79 и Урумчи на востоке и до Кашгара на западе.
Не имея ни скота, ни продуктов для дальней дороги, мы осели в Турпане. Мне тогда только что исполнилось пятнадцать лет. Я и мой пятилетний братишка, лишившись родителей, находились на попечении бабушки Сейилкан и ее сына Джеенбая.
Жили мы у уйгурского бая Сабит-ахуна. Для жилья он предоставил нам коровник. С большим трудом мы привели в относительный порядок нашу «квартиру»: забили щели двери войлоком, натаскали на земляной пол сена, которое служило нам постелью. В счет платы Сабит-ахун взял меня в услужение, сделав своим малаем.
С прибытием беженцев Сабит-ахун стал быстро богатеть. Помимо дешевой рабочей силы, он скупал за бесценок имущество киргизов.
(…)
Вот и базар. Народу на нем видимо-невидимо. Большей частью – это опухшие от голода, еле передвигающие ноги беженцы-киргизы. Немало тут и нищих, просящих подаяния. Беженцы не имели денег и чтобы как-то просуществовать, предлагали себя в услужение, распродавали свои жалкие пожитки, а некоторые – даже детей.
Этот «товар» пользовался здесь большим спросом. Особенно падки на него были местные богатеи. Из мальчика в недалеком будущем вырастет хороший работник, а девочку через несколько лет можно сделать своей младшей женой.
Советский учебник истории описывает восстание следующим образом:
«В кочевых и полукочевых областях Средней Азии и Казахстана ситуация была еще хуже. Правительство продолжало забирать землю у киргизов и казахов и отдавать ее русским переселенцам. В 1915 г. русским помещикам, чиновникам и кулакам было отдано 1 800 тыс. га лучшей земли казахов и киргизов. Непрерывные военные реквизиции лошадей, рогатого скота и шерсти совершенно разорили дехкан. Притеснения и поборы со стороны местных властей усугубляли бесправие населения. Поводом к широкому восстанию трудящихся в Средней Азии явился приказ царского правительства в июне 1916 г. о «реквизиции» (призыве) населения от 19 до 43-летнего возраста на рытьё окопов и другие фронтовые работы, хотя по царским законам местное нерусское население освобождалось от воинской повинности.
Одновременно восстание было направлено и против феодально-байской верхушки, которая осуществляла «реквизицию» при помощи взяток и других злоупотреблений80».
В историях советского времени русские (далее только эксплуатируемый рабочий класс) показывают местному населению правильный путь и приводят их к революции:
Хамдамжон Талибжанов.81 В 1916 г. я поступил на работу на маслозавод Андреева. Устроиться сюда мне помог русский товарищ. Во время обеденных перерывов русские рабочие регулярно проводили с нами беседы. Я помню, как они рассказывали нам, что Ленин отстаивает интересы бедных и указывает им путь к освобождению. Они рассказали нам также, что Ленин руководит борьбой бедняков за свои права.
Мы работали тогда по 12 часов. Таскали тяжелые кули со жмыхом. За такую изнурительную работу мы получали по 1 руб. 20 копеек в день. Русские товарищи в своих беседах открывали нам, рабочим-узбекам, глаза, указывая на наше бесправное и тяжелое положение.
В этот период на заводе Андреева были созданы тайные рабочие группы, собиравшиеся в час дня, когда все отдыхали. Они проводили собрания и о чем-то говорили между собой, собираясь по углам по пять-шесть человек. На завод часто являлась полиция, жандармы, приставы, но обнаружить ничего не могли.
После восстания 1916-го года повстанцы из рядов местного населения (киргизского, узбекского, …) совсем не различали, каковы политические убеждения местных русских или к какому классу они принадлежат – восстание было направлено против всех русских без исключения.
Причины восстания и его ход описываются военным губернатором Семиреченской области:
Донесение военного губернатора Семиреченской области ген.Фольбаума туркестанскому генерал-губернатору
О беспорядках, происшедших в Семиреченской области в связи с набором рабочих
Где и в чем выразились беспорядки
Недовольство киргизов, как основное настроение массы, приведшее к открытому бунту, замечалось давно. После объявления высочайшего указа о наряде рабочих в начале июля, в киргизской среде агитаторами очень настойчиво стал распространяться слух о введении воинской повинности, что и послужило ближайшим поводом сначала к пассивному сопротивлению распоряжениям властей, а затем и к открытому неповиновению и беспорядкам во многих волостях…
Смута и паника охватили целые волости: приграничные волости Лепсинского и Джаркентского уездов в половине июля стали уходить в Китай, другие – в степи Балхаша или же в горы. Рабочие киргизы убегали от русских, воруя лошадей и скот. Первым значительным столкновением нужно считать нападение киргизов Эмельской и Барлынской волостей 24 июля – 1 августа на Тахтинский таможенный пост и с. Пограничное в Алакульской долине, вызванное желанием киргиз прорваться в Китай.
Набеги повсюду сопровождались грабежами, пожарами, зверскими убийствами и уводом в плен женщин и девушек. Нападение было произведено сразу на все беззащитные поселки северного и южного берега озера. Население, невооруженное и неподготовленное, бросило дома и имущество и бежало; на дороге киргизы грабили и избивали, а поселки поджигали. Бунтующие волости Пишпекского уезда и южного берега Иссык-Куля Пржевальского уезда в половине октября, под давлением военных отрядов, бежали через перевалы в Кашгар, а кара-киргизы северного берега Иссык-Куля и киргизы рода Атбан Нарынкольско-Чарынского участка направились по Текесу в Кульджинский район.82
Главным импульсом к началу восстания послужил призыв местного населения на тыловые работы для русской армии; там оказалось возможным откупиться от призыва, что воспринималось многими призывниками, как очередная несправедливость. Следующие истории были записаны от трех участников восстания, ставших, в дальнейшем, членами большевистской партии. В их понимании это, однозначно, был бой с эксплуататорами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus