Главный редактор аналитического ресурса «Регион.kg» Игорь Шестаков о главных событиях уходящего года.
Атамбаев наступил на хвост коррупции
Резонансные уголовные дела в отношении депутатов Жогорку Кенеша продемонстрировали, что глава государства от слов по противодействию коррупции перешел к конкретным шагам. В этом плане отступать Алмазбеку Атамбаеву реально некуда. Отставка мэра Бишкека продемонстрировала, что для президента в деле борьбы с коррупцией «священных коров» нет.
Именно тотальная коррупция разрушает основы государства и является бомбой, под и без, того не слишком устойчивым фундаментом парламентской власти. Под лозунгами борьбы с должностными преступлениями происходили события 2005 и 2010 года. Однако они продемонстрировали, что до очищения властных структур от воровитых чиновников и депутатов еще довольно далеко.
В то же время, посыл президента будет реализован только в том случае, если его инициативы будут поддержаны на широком общественном уровне. Если громкие уголовные дела, не только в отношении представителей фракции «Ата Журт» и бывших чиновников, но и партий власти будут доведены до судов и по ним вынесут объективный приговор.
Своими антикоррупциоными действиями Алмазбек Атамбаев укрепил в 2013 году вертикаль президентской власти, продемонстрировав, кто в «парламентском доме хозяин». Также президент, как и в прошлом году, взял на себя ответственность, за решение ключевых для страны экономических и политических вопросов. Но в то же время, за минувший год кардинального обновления состава властных структур, в частности, на уровне правительства, так и не произошло. Что явно не идет на пользу кадровым реформам.
Парламент устоял - правительство удержалось
Многочисленные прогнозы о том, что депутатский корпус может быть распущен, не оправдались. Несмотря на достаточно посредственную работу и активную критику в обществе, действующие нардепы продолжают исполнять свои полномочия.
Устойчивости действующего Жогорку Кенеша способствовал управленческий опыт немалой группы парламентариев, которые на профессиональном уровне владеют технологиями непотопляемости своей политической карьеры. В первую очередь речь идет о лидерах фракций Омурбеке Текебаеве и Феликсе Кулове, сумевшими сохранить свои позиции в коалиции большинства. Хотя один подозревался в мародерстве, а другой - в коррупции.
Между тем, общественное мнение тоже пока не дошло до точки кипения по поводу действующих «слуг народа». Вполне возможно, что сформированный впопыхах новый состав главного депутатского корпуса страны может оказаться еще менее дееспособным, чем нынешней.
Историческим стало для Жогорку Кенеша принятие решение о выводе американских военных из аэропорта «Манас». Прежние коллеги парламентариев на такой ответственный внешнеполитический шаг так и не решились.
Живучесть далеко не самого успешного состава правительства, прежде всего, обусловлена тем, что коалиция большинства вряд ли сможет сформировать сегодня более эффективно работающий кабмин. В партийном резерве СДПК, «Ата Мекена» и развалившегося на отдельные политические группы «Ар – Намыса» не видно профессиональных кадров, которые смогут внести коренные изменения по улучшению работы министерств и ведомств. Несмотря на отдельные депутатские попытки заставить Жанторо Сатыбалдиева подать в отставку или создать ему суперотрицательный имидж, премьер достаточно уверенно чувствует себя в коридорах власти. Вероятнее всего, понимая, что альтернативы ему пока нет.
Однако во многом будущее Жогорку Кенеша и кабмина будет зависеть от решения вопроса по «Кумтору». На этот «политический кол» депутаты посадили себя сами, поэтому и предъявляют популистские претензии и премьер-министру и инвесторам. Идея лидера парламентских социалистов Омурбека Текебаева принять законопроект по национализации месторождения, свидетельствует о том, что председатель «Ата Мекен» начал готовиться к новым парламентским выборам.
Говорим «Кумтор» - подразумеваем Саруу
Знаковой для политической ситуации в Кыргызстане в 2013 году стала все больше набирающая обороты борьба вокруг «Кумтора». Если в прошлом году под лозунгами национализации месторождения штурмовали заборы Белого дома, то в нынешнем уже перекрывались дороги на юге и севере страны, предпринимались попытки захватов административных зданий и заложников.
События в Джети-Огузском районе уже сравнивают по уровню политического накала с акциями протеста 10 – летней давности, которые происходили в Аксыйском районе. Любопытно, что еще два года назад согласно международным исследованиям в Джети-Огузе население достаточно лояльно относилось к разработчикам крупнейшего золоторудного месторождения страны. Более того, местные сообщества были заинтересованы в конструктивном диалоге с инвесторами. Получается, что определенные политические силы оперативно внесли свои коррективы в эти мирные планы жителей Иссык-Кульской области, намерено создавая из добросовестных инвесторов образ непримиримого врага.
Самой «горячей точкой» для инвестиционного климата страны стало иссык-кульское село Саруу, где осенью вспыхнули наиболее радикальные акции протеста. По количеству публикаций в международном медиа-пространстве о сельском бунте против разработчиков «Кумтора» было сказано гораздо больше, чем о перспективах туристической «жемчужины» Центральной Азии – озере Иссык-Куль. Хотя какие могут быть перспективы для приема туристов у региона, где митингующие помимо плакатов, грозят представителям власти и органов правопорядка камнями и бутылками с зажигательной смесью. Неслучайно селу Саруу уделил отдельное внимание на своей пресс-конференции по итогам уходящего года глава государства.
Политические страсти вокруг месторождения, наверняка, продолжатся и в наступающем году. Но если для некоторых политиков, которые требуют национализации « Кумтора», эти действия рассматриваются как попытка взлета на вершину власти, то для экономики страны это означает падение в еще более глубокую пропасть кризиса в промышленном производстве. По оценкам специалистов горнодобывающей отрасли, наезды на инвесторов фактически «обескровили» от притока крупного зарубежного капитала все ведущие сферы экономики страны.
Контрафакт против Таможенного союза
Тема вступления Кыргызстана в Таможенный союз была одной из определяющих внешнеполитическую повестку дня республики.
В целом в обществе в отношении вступления республики в ТС звучат достаточно противоречивые оценки. Часть политической и бизнес-элиты страны выступают с резкой критикой вхождения Кыргызстана в экономическое объединение, пугая население резким ростом цен на многие товары, которые страна активно импортирует из Китая. Впрочем, данной части элиты есть, что терять. Так, по оценкам международных экспертных групп, в КР ежегодно товарооборот контрафактной китайской продукции оценивается в 6-8 млрд. долларов. В нынешнем году контрабанда из Китая нанесла серьезный удар по одному из немногих эффективно работающих в стране производств. Согласно информации Министерства энергетики и промышленности КР, в республике на 18,7% сократилось производство швейной продукции. Основная причина заключается в увеличении объема поставок нелегальной китайской продукции, которая реализуется на кыргызстанских рынках под маркой отечественных производителей. Сложившаяся ситуация грозит тем, что и многочисленная армия швейников может покинуть Кыргызстан в поисках более высокооплачиваемой и стабильной работы.
Поэтому положение дел в контексте «за» и «против» экономических интеграционных планов выглядит следующим образом: большая часть трудоспособного населения Кыргызстана в основном вынуждена искать работу в странах Таможенного союза, а небольшая часть бизнесменов хочет и дальше приумножать свой капитал за счет реэкспорта , ставя страну в полную зависимость от импорта. Причем чем больше товар не соответствует элементарным стандартам качества, тем быстрее на нем можно навариться, учитывая его копеечную стоимость. Такие тенденции привели республику к тому, что основными субъектами экономики стали оптовые рынки. В итоге сегодня Кыргызстану практически нечего предложить странам ТС в экономическом плане, кроме экспорта «рабочих рук».
Если вхождение в ТС позволит привлечь инвестиции из России и Казахстана и запустить промышленное производство в регионах страны, то тогда и вынужденная трудовая миграция пойдет, наконец, на спад и рынки страны будут наполнены доступной в ценовом плане отечественной продукцией.
Возможно, что Алмазбеку Атамбаеву стоит пойти на референдум, чтобы внутри Кыргызстана в вопросе вступления в Таможенный союз была поставлена окончательная точка.
Правила комментирования
comments powered by Disqus