90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Исламский фундаментализм проникает в Центральную Азию

10.01.2014 11:21

Религия

Исламский фундаментализм проникает в Центральную Азию

Ислам в Центральной Азии меняется под влиянием ультраконсервативных доктрин из стран Персидского залива. Эксперты ожидают новой волны активности фундаменталистов.

Ультраконсервативный ислам распространяется в Центральной Азии и пустил корни даже там, где раньше его сторонников не было, так описывает нынешнюю ситуацию в регионе немецкий политолог Уве Хальбах (Uwe Halbach) из берлинского Фонда "Наука и политика". Распространение исламских фундаменталистских течений таких, как салафизм и ваххабизм - глобальная тенденция, напоминает эксперт. "Салафиты есть и у нас в Рейнской области", - говорит он.

Однако есть и серьезные отличия в том, что касается возможностей анализа этого явления. "В отличие от стран Европы, у нас нет никаких надежных статистических данных о том, сколько человек в Центральной Азии сегодня поддерживают салафитские лозунги или даже призывы к вооруженной борьбе - джихаду", - говорит Хальбах.

Неразбериха с понятием "ваххабизм"

Сложность, по словам эксперта, заключается в том, что для описания проблемы консервативного ислама на постсоветском пространстве используется собирательно один термин - ваххабизм.

"Любой, кто не курит, не пьет, не сквернословит и пять раз в день молится, - уже ваххабит", - так иронично описывал, вспоминает Хальбах, один исламский священник суть бытового представления о ваххабизме.

Под определение "ваххабизм" как в России, так и в Центральной Азии попадает слишком много различных групп населения, говорит Хальбах: и консервативно настроенные мусульмане, которые категорически выступают против насилия, и исламские фундаменталисты, выдвигающие политические требования, но не поддерживающие насильственный путь их удовлетворения и, собственно, воинствующие сторонники джихада.

Эр-Рияд поддерживал исламское возрождение в регионе

И лишь немногие связывают ваххабизм с принятой в Саудовской Аравии доктриной ислама. Между тем именно эта доктрина оказывала значительное влияние на исламское возрождение в Центральной Азии, начиная с 90-х годов прошлого века, считает Хальбах. "Влияние стран Персидского залива в эти годы заключалось, прежде всего, в том, что из Центральной Азии и России туда приезжали молодые люди и проходили там религиозное обучение. Они привозили домой совершенно иное представление об исламе, которое резко противоречило привычкам советских мусульман, не чурающихся водки", - говорит Уве Хальбах.

Сегодня влияние Саудовской Аравии на развитие ислама в регионе не столь сильно, как было, говорят эксперты, но страны Персидского залива вновь активизируют свои действия.

Новая волна активности

В Киргизии, например, где ваххабизм не получил широкого распространения, число его последователей тем не менее растет. И в ближайшее время этот рост может ускориться. Существуют формальные признаки повышающегося интереса со стороны стран Персидского залива. Так, в конце 2011 года в Бишкеке было открыто посольство Саудовской Аравии, годом позже было открыто и посольство Катара. "Распространение ваххабизма будет усиливаться. Открытие посольств Саудовской Аравии и Катара и отмена виз позволит сторонникам ваххабизма из этих стран активнее продвигать свою идеологию в нашей республике", - сказал независимый эксперт, глава аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов в интервью DW. С 2012 года в Киргизии вступил в силу закон о безвизовом режиме на срок до 90 дней для граждан ряда стран, включая Саудовскую Аравию, Катар и Кувейт.

Саудовская Аравия оказывает финансовую поддержку исламским учреждениям Киргизии. Священнослужители и религиоведы приглашаются на обучение, выделяются средства на строительство мечетей непосредственно в Киргизии. Впрочем, говорит Маликов, все эти мечети находятся под контролем духовного управления мусульман Киргизии, и в них проповедуют традиционный ислам. Тем не менее ваххабизм распространяется по неофициальным каналам, отмечает эксперт, который наблюдает за этими процессами с настороженностью.

Когда уходят иранцы, можно ждать саудовцев

После первой попытки Саудовской Аравии распространить в Таджикистане свою идеологию в первые годы после распада Советского Союза можно ожидать новых попыток в ближайшее время, считает таджикский исламовед Фаррух Умаров. По его наблюдениям, сегодня заметно экономическое и политическое сближение Душанбе и Эр-Рияда как напрямую, так и через различные финансовые фонды по линии Организации исламского сотрудничества.

Другой фактор, который может способствовать усилению влияния Эр-Рияда на Душанбе - ослабление в Таджикистане позиций Ирана. "С приходом нового руководства в Тегеране внешняя политика этой страны становится либеральной и прагматичной. Она уже не делает акцент на распространение религиозной идеологии в Центральной Азии. На этом фоне можно ожидать активизации Саудовской Аравии и появления ваххабитских групп в религиозной среде Таджикистана", - полагает Фаррух Умаров.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.01.2014 11:21

Религия

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Эднан Осконович Карабаев

Карабаев Эднан Осконович

Советник премьер-министра на общественных началах

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

81-е

место занимает Кыргызстан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30