Одна из главных неожиданностей минувшего года произошла в его самые последние дни. На заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве отложено принятие “дорожной карты” вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Произошло так потому, что Кыргызстан настоятельно попросил учесть ряд важных условий. И это на фоне того, что Армения, гораздо позже нас подключившаяся к процессу интеграции в ТС, со своей “дорожной картой” согласилась сразу.Обсудили на круглом столе в “ВБ” возникшую коллизию с фактической задержкой вступления КР в ТС доктор экономических наук Джумакадыр АКЕНЕЕВ, гендиректор Кыргызского НИИ земледелия академик Нацакадемии наук Джамин АКИМАЛИЕВ, заместитель министра экономики Данил ИБРАЕВ и президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергей ПОНОМАРЕВ.
Преференции, стереотипы и риски
ИБРАЕВ: — Весьма рад встрече с моими оппонентами. Все вы уважаемые и авторитетные люди в стране, а потому ваше мнение о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз для нас, представителей государственных структур, очень важно.
Да, мы не стали форсировать вхождение в ТС, как некоторые другие страны. Ведь быстрые, не до конца продуманные решения чреваты большими осложнениями и проблемами.
Нам первым делом необходимо предотвратить шок после того, как войдем в Таможенный союз. Поэтому и была составлена “дорожная карта”, то есть план поэтапного вхождения в эту организацию. В этом документе говорится о необходимости создания стабилизационного фонда, соглашения о трудовых мигрантах, которое бы позволяло свободно перемещаться нашей рабочей силе.
Необходимо признать: от людей потребуется ломка мышления, менталитета. Все 20 лет мы худо–бедно, но трудимся в основном в небольших компаниях преимущественно в сфере услуг, блестяще освоили челночный бизнес. Поэтому мы и не особо горевали о развале промышленности. Теперь предстоит заняться производством. А перемены в сознании людей происходят не за один день.
“ВБ”: — Вы согласны, что камнем преткновения в вопросе о “дорожной карте” стала проблема преференций, которые просит Кыргызстан у стран — основателей Таможенного союза?
ПОНОМАРЕВ: — Казахстан в свое время добился ряда преференций в ТС, а потом от них отказался. Однако Кыргызстану лучше пересолить, чем недосолить, и все–таки настоять на преференциях при вступлении в ТС.
АКЕНЕЕВ: — Дело не в том, что лучше пересолить, а в том, что члены ТС не обязаны давать преференции. К примеру, создавать так называемый стабилизационный фонд для компенсации (путем увеличения зарплат и пенсий) возможного роста цен в республике после вступления в ТС. Проблемы рынков “Дордой”, “Мадина” и “Кара–Суу” — тоже наши внутренние, не нужно их вешать на другие страны.
ПОНОМАРЕВ: — С этими тремя рынками прямо или опосредованно связаны судьбы сотен тысяч людей. Никому не удастся просто так лишить их источников дохода. Это и есть национальные экономические интересы. Такие проблемы можно решить только поэтапно. А стабилизационный фонд нужен для поддержки бизнеса, для перепрофилирования наших производств.
АКИМАЛИЕВ: — Большинство населения Кыргызстана — сельские жители. Уверяю вас, они очень мало пока знают о сути Таможенного союза, о целях вступления в него. Хотя абсолютное большинство кыргызстанцев (и сельчан, и горожан) за тесные связи с Россией, все равно надо просвещать народ по вопросу о ТС. И о требуемых Кыргызстаном преференциях информированность низкая.
“ВБ”: — Поставим вопрос ребром: нужен ТС Кыргызстану или не нужен?
ПОНОМАРЕВ: — Нужен!
АКЕНЕЕВ: — А тогда надо идти на взаимные уступки. Считаю, надо было принимать предложенную “дорожную карту”.
ПОНОМАРЕВ: — Торопиться ни в коем случае нельзя. Прежде всего с общесоциальной точки зрения. И с точки зрения кыргызстанских бизнесменов тоже.
АКЕНЕЕВ: — Но ведь бизнесмены должны понимать, что наш реэкспорт китайских товаров не может продолжиться после вступления в ТС, когда внешней границей союза станет государственная граница Кыргызстана и Китая. Стереотипы надо ломать.
— Наверное, стереотипы есть не только у наших бизнесменов?
ПОНОМАРЕВ: — Не так давно с работой нашего “Дордоя” знакомился советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции академик Сергей Глазьев. И после этого у Сергея Юрьевича исчез, по крайней мере, один стереотип: мол, наши швейники лепят на свои изделия лейбл типа Мade in Italy. Но мы Глазьеву доказали, что лейбл Мade in Kyrgyzstan нашим производителям экономически выгоднее. И на внутреннем рынке, и на внешнем.
ИБРАЕВ: — Министерство экономики и правительство республики хотят слышать мнения всех сторон в вопросе о пути вступления Кыргызстана в ТС. В этом ценность и конструктивных дискуссий, постоянно организуемых газетой “Вечерний Бишкек”. Никто не может отрицать, что Кыргызстан находится в реальности существования рядом с ним Таможенного союза. И надо либо вступать, либо, как минимум, уживаться с ним. Правительство, и в первую очередь Минэкономики, тщательно изучили вопрос вхождения в ТС, плюсы и минусы вхождения и невхождения в него. Тщательно изучаются и соответствующие риски — и в одном, и в другом случаях.
“ВБ”:— Каков общий итог изучения рисков?
ИБРАЕВ: — Итог таков, что риски невхождения намного больше, чем риски вхождения. Достаточно привести цифры: подавляющая часть нашей торговли, даже с учетом торговли добываемым у нас золотом, приходится на три страны, входящие в ТС. Назовем только российские нефтепродукты, казахстанское зерно, белорусский сахар и нашу швейную продукцию, сельхозпродукцию.
“ВБ”: — С каким потенциалом, конкурентоспособными товарами Кыргызстан может войти в ТС?
ИБРАЕВ: — Этот вопрос также изучен. Страны ТС импортируют значительное количество продуктов питания и товаров народного потребления. В настоящее время в Кыргызстане выгоднее заниматься реэкспортом, а не производством продуктов питания и ширпотреба. После вступления в ТС все должно кардинально измениться. Именно потому, что бизнесмены люди умные и быстро переориентируются. Конкурентные преимущества в производстве таких товаров у нас налицо, но пока реэкспорт зачастую выгоднее. Поэтому и созданы крупнейшие в Центральноазиатском регионе рынки “Дордой” и “Кара–Суу”.
ПОНОМАРЕВ: — Насчет этих рынков, относящихся действительно к крупнейшим в мире, и должна быть продумана пошаговая “дорожная карта”. И насчет того, что госграница Кыргызстана и Китая станет частью общей границы ТС, а так эта проблема должна быть головной болью ТС, а не только кыргызстанцев. Обустраивать общую границу по определению необходимо коллективно.
Поле особого внимания
ПОНОМАРЕВ: — По данным социологических служб, две трети кыргызстанцев (особенно представители среднего и старшего поколения) выступают за интеграцию с Россией и другими братскими странами. Но смотрите, какая картина. У ассоциации “Дордой” 11 рынков, у кара–сууйского торгово–рыночного комплекса — 30! Есть филиалы у “Мадины”. В общем, будем говорить непарламентским языком: на базарах сидят или с ними тесно связаны сотни тысяч наших сограждан. Представьте, что будет, если они в одночасье потеряют работу, доход?!
“ВБ”: — А если задуматься, что их ждет в случае закрытия для нас казахстанской границы?
— Я к этому и веду. Сейчас говорится о том, что мы просим у России 1,5 миллиарда долларов для создания стабилизационного фонда. Считаю, что значительную часть этих средств необходимо потратить на создание так называемых логистических центров.
“ВБ”: — Объясните, пожалуйста, что это за центры?
ПОНОМАРЕВ: — Спектр действий логистических центров очень широкий: организация производств и проработка вопросов по экспорту, помощь бизнесменам в осуществлении их проектов, создание совместных предприятий, обучение людей новым специальностям и так далее. Без них мы будем действовать неэффективно.
АКИМАЛИЕВ: — При вступлении в Таможенный союз необходим переходный период. У меня имеются серьезные опасения, что после открытия границ к нам хлынет более дешевая импортная продукция. И тогда — представьте только! — 320 тысяч наших мелких фермеров за год могут разориться. В настоящий момент крестьяне экспортируют в основном сырье. За бесценок! Следовательно, зарубежные переработчики сельхозсырья будут богатеть, а кыргызстанские аграрии — влачить жалкое существование. Поэтому необходимо сначала взяться за организацию кооперативов на селе, возводить перерабатывающие предприятия. Словом, мы должны достойно выглядеть перед нашими партнерами по Таможенному союзу.
“ВБ”: — Но как раз этим явно и станут заниматься логистические центры, о которых сказал Сергей Пономарев.
ПОНОМАРЕВ: — Перерабатывающими предприятиями — точно.
АКИМАЛИЕВ: — Помню, в свое время президент Акаев чуть ли не силком заставил нас, депутатов Жогорку Кенеша, ратифицировать договор о вхождении Кыргызстана во Всемирную торговую организацию. Он даже не дал нам возможности как следует вникнуть в суть вопроса. В результате импорт задушил нашу экономику. Боюсь, как бы подобное не случилось при вступлении в Таможенный союз.
В России уровень внутреннего продукта в пересчете на одного человека раз в 15 выше, чем у нас; в Казахстане — раз в 10 выше, чем у нас. То есть гражданам соседних государств легче было пережить неминуемые после вступления в ТС скачки цен. Мы такой шок вряд ли спокойно переживем. Поэтому Кыргызстану необходимы льготные условия хотя бы на переходный период.
ИБРАЕВ: — Абсолютно согласен с Джамином Акималиевичем. Мы привыкли к тем условиям, в которых живем: продаем–покупаем, и фактически ничего не производим. Поэтому нужно срочно заняться сельским хозяйством и индустриализацией страны, хотя бы начать возрождать легкую промышленность.
АКЕНЕЕВ: — Разделяя опасения оппонентов, в то же время должен заметить: с 2011 года в Казахстане создано 3,5 тысячи совместных российско–казахских СП. Кто в них работает — турки, малайцы, уругвайцы? Нет, конечно же, граждане Республики Казахстан. А почему российские предприниматели решили переехать в Казахстан? Да потому, что в этой стране меньше налоги. А в Кыргызстане налоги еще меньше! Представляете, сколько у нас откроется производств?! Так что ваши опасения, друзья, мне кажутся преувеличенными. Кроме того, и Владимир Путин на последнем саммите в Москве обещал Кыргызстану поддержку. Нужно идти навстречу друг другу, и результат обязательно придет.
“ВБ”: — А какая выгода будет странам ТС от вступления в него Кыргызстана?
ПОНОМАРЕВ: — Не понаслышке знаю: крупные казахстанские бизнесмены заинтересованы в организации в Кыргызстане различных производств. Объясню, почему. У нас низкие цены и хорошее качество продукции, дешевая рабочая сила, низкая стоимость электроэнергии, аренды помещений. Поэтому, еще раз повторю, необходимо как можно активнее создавать логистические центры, они позволят Кыргызстану стать достойным участником в производственных процессах Таможенного союза.
ИБРАЕВ: — Убежден, не все будет выглядеть так красиво, как утверждают некоторые аналитики. Говорят, Армения за 6 месяцев существенно обогнала Кыргызстан. Может быть, она оголтело вступает в ТС, может быть, разумно. Но мы должны соблюдать в первую очередь национальные интересы, действовать согласно принятой Стратегии развития.
Если какая–то часть ввозимых нами товаров не станет поступать, то возникнет дефицит, ажиотаж и неминуемый рост цен. Возможен также отток рабочей силы. Сегодня мы импортируем продукции намного больше, чем экспортируем. В прошедшем году мы приняли Стратегию развития экспорта республики. Уверен, реализация этого документа поднимет некоторые секторы нашей экономики, в том числе перерабатывающую промышленность.
Необходимо развивать кооперативное движение, ведь крестьянин–одиночка будет сметен с рынка могучими зарубежными конкурентами.
АКЕНЕЕВ: — Беларусь, Казахстан, Россия тоже пекутся о своих интересах. Но ведь это не противоречит укреплению интеграционных процессов на территории стран Таможенного союза. И потом, почему Россия должна нам предоставлять 1,5 миллиарда долларов?! Хватит жить за чужой счет, пришла пора самим доказать, что мы на что–то способны!
АКИМАЛИЕВ: — И решительнее бороться за улучшение эпизоотической ситуации. В Нарынской области овцы уже начинают болеть оспой. О каком экспорте мяса можно говорить в таком случае?!
Кстати, хочу обозначить еще одну проблему. Необходимо информировать людей о намерении властей войти в Таможенный союз, объяснить им цели и задачи создания этой организации, какие трудности ожидают нас.
АКЕНЕЕВ: — Я был на многих конференциях в странах СНГ, посвященных деятельности Таможенного союза. И граждане этих стран не углубляются в суть вопроса. Они просто работают в новых предлагаемых обстоятельствах.
Правила комментирования
comments powered by Disqus