Кыргызстан хочет вступить в Таможенный союз во главе с Россией - хотя такой шаг и несет риски. Однако в отличие от Украины, где имеют место массовые акции протеста против тесных связей с Россией, государство в Центральной Азии имеет немного вариантов, сообщает Абдужалил Абдурасулов из Бишкека.
Базар «Дордой» в Кыргызстане является крупнейшим оптовым рынком во всей Центральной Азии. Это город в городе. Бесконечные ряды металлических контейнеров делает его шумным лабиринтом, где даже местные жители могут легко заблудиться.
Рынок процветает благодаря низким таможенным тарифам с Китаем. Кыргызские торговцы, импортируют товары из Урумчи и Пекина и перепродают их оптовым клиентам из России, Казахстана и других соседних государств.
Почти четверть всего импорта Кыргызстана поступает из Китая в эти дни, в соответствии с данными Государственной таможенной службы.
Этот сектор, процветающий на дешевых китайских товарах, в опасности, хотя - присоединение к Таможенному союзу под началом России будет означать, что все тарифы с государствами, не входящими в союз, включая Китай, должны повыситься.
Учитывая, что таможенные пошлины с Китаем составляют 0% - или близко к 0% - повышение пошлин на многие товары, вероятно, будет весьма существенным.
"Я не думаю, что это хорошо для нас", говорит Ирина, владелец магазина в «Дордой». "Наши оптовые клиенты перестанут приезжать сюда. Людям придется закрыть свои магазины, свои контейнеры".
Их основные клиенты приезжают из России и Казахстана и если эти государства будут иметь одинаковые таможенные тарифы с Китаем как и с Кыргызстаном, то их клиенты не будут иметь никаких оснований, чтобы приезжать в «Дордой», говорит Ирина.
На данный момент три государства являются членами союза: Россия, Беларусь и Казахстан. Идея объединения проста - создать общий рынок, в котором не будет никаких таможенных барьеров.
Теоретически, членство в этой организации означает, что производители Кыргызстана будут иметь доступ к обширным рынкам этих трех государств.
Тем не менее, существуют определенные риски для экономики Кыргызстана, если страна вступит в союз.
Согласно оценкам Всемирного банка, только в «Дордое» работает более чем 100 тыс. человек. Все эти люди могут пострадать от более высоких тарифов.
Но воздействие скажется не только на торговцах. Люди, которые работают в других отраслях, зависящих от китайского импорта, тоже могут потерять свои рабочие места. Цены на примерно 500 товаров, в основном товары народного потребления и продукты питания, скорее всего, пойдут вверх. Бедность может возрасти.
Но министр экономики Темир Сариев говорит, что все негативные последствия членства будут лишь временными и могут продлиться до трех лет.
"Если мы адаптируем наше законодательство, если мы изменим структуру нашей экономики, то в перспективе членство в нем должно быть положительным. Почему? Потому, что нашими основными торговыми партнерами являются Россия и Казахстан".
Действительно, треть всего импорта поступает из России. Некоторые товары полностью импортируется из государств таможенного союза. Среди них нефтепродукты, древесина, мука, уголь и другие товары.
"Мы сильно интегрированы друг с другом", говорит г-н Сариев.
"И если мы не найдем условия для свободной торговли с ними, то в будущем у нас могут быть серьезные препятствия в ведении бизнеса".
Эксперты сходятся во мнении, что отказ от присоединения к таможенному союзу может также оказать негативное влияние. Некоторые отрасли промышленности, такие как швейная, могут оказаться в проигрышной ситуации.
"Если мы не присоединимся к Таможенному союзу, то они могут увеличить таможенные пошлины [для наших товаров]", сказал Фархад Тологонов из Ассоциации «Легпром».
"И поскольку это наш рынок и мы экспортируем более 90% нашей продукции туда, мы не выиграем от этого".
Но в то же время г-н Тологонов говорит, производителям одежды придется повысить цены за свой товар, так как они в конечном счете зависят от текстильных материалов и оборудования, импортируемых из государств вне Таможенного союза.
В результате, они не смогут конкурировать с российскими производителями, и им придется отказаться от своих рынков в России. И эта отрасль способствует получению 7% налоговых поступлений, которые обедневший Кыргызстан не может позволить себе потерять.
Переходный период
Правительство Кыргызстана понимает эти риски и поэтому настаивает на уступках при вступлении в Таможенный союз.
"Нам нужен переходный период", сказал г-н Сариев. В течение этого периода, тарифы будут повышаться постепенно.
Кыргызстан также обратился с просьбой создать специальный фонд, чтобы помочь своей промышленности и людям, которые могут потерять работу. Они также хотят, чтобы государства Таможенного союза оказали помощь в усилении пограничных объектов и попросили, чтобы основным рынкам Кыргызстана как «Дордой» быть дан статус зоны свободной торговли.
На встрече в декабре прошлого года, однако, лидеры государств Таможенного союза отметили, что Кыргызстан не получит никаких уступок.
Если они не согласятся с условиями Кыргызстана, "это не будет катастрофой ", сказал г-н Сариев.
Поскольку Казахстан планирует вступить во Всемирную торговую организацию, а Россия - как Кыргызстан - уже является ее членом, то, по его словам, государства Таможенного союза "смягчатся и уменьшат свои тарифы".
Впрочем, не только бизнес-сообщество в Кыргызстане обеспокоено высокими таможенными пошлинами, но и, как они говорят, нетарифные барьеры могут серьезно помешать торговле.
"Таможенный союз требует [что мы] изменили наше законодательство, чтобы [быть участником] некоторых соглашений и протоколов", говорит бизнес-аналитик Азамат Акелеев.
"В целом, правила в Таможенном союзе жестче, в том числе технические, санитарные, ветеринарные и другие нормативные акты. В некоторых случаях они делают вещи более [организованно], но в других случаях это лишь более жесткие, менее либеральные правила, которые могут задушить рост бизнеса".
Кроме того, Кыргызстан должен будет открыть новые лаборатории и все товары должны будут пройти ряд испытаний, чтобы соответствовать стандартам союза. Это может быть слишком дорого для большинства предприятий.
Российская зависимость
Наблюдатели также обеспокоены тем, что Кыргызстан станет еще более зависимой от России.
Эсен Жуманов, директор Бишкекского делового клуба, говорит, что есть определенные секторы, такие как энергетический сектор, который "Россия может использовать, чтобы оказать давление на Кыргызстан и [обеспечить] определенное решение".
И как только Кыргызстан окажется в Таможенном союзе, это давление только усилится, утверждает г-н Жуманов.
Так что, если в будущем Россия будет иметь споры с Украиной и запрещать его кондитерам, как это было в прошлом, то Кыргызстан будет чувствовать себя обязанным следовать той же политике.
Медет Тюлегенов, политический аналитик из Американского университета в Центральной Азии, утверждает, что экономически Кыргызстан не интересен для России.
Его членство в организации будет означать больше о росте влияния Москвы в регионе и проецирование имиджа для своей «внутренней аудитории, что Россия вновь обретает свою силу и [власть], как это было раньше".
Но г-н Сариев отрицает, что Россия оказывает какое-либо давление на Кыргызстан: «Мы суверенное государство, и мы будем проводить нашу политику на основе наших интересов».
В конце концов, Кыргызстан имеет немного вариантов.
В отличие от Украины, где разговоры о сближении с Россией подпитывают массовые акции протеста, Кыргызстан не имеет возможность присоединения к Европейскому Союзу.
И, разворот от России будет иметь последствия, которые могут быть в равной степени таким же болезненным, как и вступление в Таможенный союз.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Экономика /
Дилемма Кыргызстана по вступлению в Таможенный союз
Показать все новости с: Темиром Сариевым
Материалы по теме:
-
Как Запад пытается поссорить президента Кыргызстана и главу ГКНБ
-
Потенциал сотрудничества Кыргызстана и России ещё не раскрыт
-
Установка Запада: отсечь Центральную Азию от России
-
-
Казахстан: идеология национального...
19.01.2022 09:30
-
Русофоб и иноагент в МВД Таджикистана
16.08.2023 14:00
-
-
Казахстан: подковёрные игры британской короны
-
Игорь Шестаков: Многовекторность напоминает товар с просроченным сроком годности
-
Строительство дороги Алматы – Иссык-Куль: попытка № 4
-
Скачок затемнения. Казахстан, Узбекистан и Киргизия винят друг друга в сбое единой энергосистемы
-
Один в поле не воин: в Киргизии предлагают бороться с коррупцией вместе с ЕАЭС
-
Киргизия потеряла золото
-
Политолог: "Возвращение Аскара Акаева в Бишкек – это политическая ревизия"
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
300 000
машин зарегистрировано в Бишкеке на начало 2013 года
Правила комментирования
comments powered by Disqus