Предстоящие 8 февраля этого года в Киргизии выборы муфтия вызывают значительный общественно-политический интерес не только в этой республике. Дело в том, что, по мнению экспертов, Духовное управление мусульман (ДУМК) в этой стране переживает серьезный кризис, сопровождаемый в последнее время морально-этическими и финансовыми скандалами, что не в последней степени ведет к расколу в исламском движении, появлению в его рядах различных течений, приводящих на практике к фанатизму и радикализму. Только за последние четыре года бразды «духовного управления» побывали в руках шести человек, а последний муфтий Рахматулла Эгембердиев, как известно, в декабре прошлого года стал жертвой сексуального скандала, что вызвало шок среди мусульман республики.
А на днях им пришлось вновь пережить сенсационную новость о том, что треть членов Совета улемов на внеочередном заседании назначили на должность муфтия Максата Токтомушева в расчете на то, что тот примет участие в намеченных выборах главы ДУМК. Казалось бы, какие могут быть сомнения в этой «кандидатуре»? Внешне вполне достойный человек, с юных лет обращенный в ислам, выпускник местного сельскохозяйственного института, исправно служил духовным лидером (казы) в Бишкеке… Но вот примечательная строка из биографии Токтомушева: «…в течение 7 лет Максат глубоко изучил в Пакистане коранические основы в ханафи-мазхабе, правовые нормы и суть религии ислама, получил высшее теологическое образование, именно в сфере шариата».
Судя по всему, годы учения в Пакистане изменили в сознании Максата представления о месте и предназначении ислама в мире. Не случайно, видимо, известный в мире исламистов председатель совета аксакалов "Бакай" - Токтобай Сатаев выступил с категорическим заявлением против назначения Максата Токтомушева даже «временным муфтием». Ясность в суть протеста внес известный в республике политический деятель, депутат Жогорку Кенеша - Каныбек Осмоналиев, который пояснил, что кандидат в муфтии - «функционер и страстный приверженец признанной и изобличенной в цивилизованном международном сообществе экстремистской организации - "Таблиги джаамат». Напомним, что движение «Таблиги джамаат» было основано в 1927 году в местности Меват, неподалеку от Дели, исламистом, полное имя которого Моулана Мухаммад Ильяс Кандехлеви (1885—1944). С самого начала философия этого учения отличалась радикализмом, а именно нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания. Глобальная задача организации - исламизация всего мира и превращение его в глобальный и безраздельный «Халифат».
Что же должно было произойти в мусульманском сообществе этой республики, чтобы перед не скрывающим своих экстремистских устремлений «духовником» открывалась дорога к высшему религиозному сану? По словам эксперта из аппарата президента Санжара Тажиматова, «религиозный вопрос» настолько стал актуальным и «беспокойным» в республике, что планируется в ближайшее время рассмотреть его на заседании Совета безопасности. Светская власть, судя по всему, озадачилась-таки распространением в обществе нетрадиционных религиозных течений, деятельность которых противоречит основам Конституции, угрожают самому существованию светского государства, растворению его в составе некоего «Всемирного халифата».
Речь идет не только о «подпольной» активности проповедников скандальной и запрещенной "Хизб-ут Тахрир", но и такой организации, как «Таблиги Джамаат», духовные лица которой тщательно скрывают ее истинный характер, нередко и от рядовых участников этого по сути «движения». Действительно, это формально неструктурированная организация для потребления внешним миром провозглашает «укрепление веры, самосознания и духовное развитие личности», не вмешательство в государственные дела и политику, в сферу светских отношений. Но это большое и умышленное лукавство.
Высокий чиновник из Государственной комиссии по делам религии Курбаналы Узаков признает, что власти «замечали» активизацию проповедников от «Таблиги Джамаат» в период важных политических событий в стране, типа выборов различных уровней, обострения межэтнических конфликтов, пограничных конфликтов с соседями по региону. Замечали, но практически ничего до последнего времени не делали для того, чтобы к пользе для государства повлиять на аномальную ситуацию. Как считают эксперты, это связано с тем, что отдельные влиятельные чиновники из госструктур, даже сотрудники правоохранительных органов, не говоря уже о «заинтересованных» религиозных деятелях причастны к этой организации. Сторонники "Таблиги Джамаат" на юге даже попытались построить свою мечеть на склонах Сулайман-Тоо.
Все это, несмотря на то, что согласно официальным данным правоохранительных органов Киргизии, "Таблиги джамаат" относится к религиозно-экстремистскому течению ислама и действует в республике на нелегальных условиях, поскольку не имеет регистрации. Теперь высокие чиновники говорят, что если бы это «движение» было в стране зарегистрировано, то правомерно можно было ставить вопрос о его запрете. И это притом, что в Киргизии осуществляют свою деятельность зарегистрированные в государственной комиссии по делам религии почти 2400 религиозных организаций, представляющие около 30 конфессий или религий.
Поскольку деятельность "Таблиги джамаат" в Киргизии официально «не запрещена – не разрешена», то число ее активных и фанатичных функционеров достигает уже 12 тыс. человек, большинство которых – молодые люди 20-25 лет. Тот же Курбаналы Узаков вынужден констатировать, что для светских властей республики не является секретом тот факт, что это «тихое и аполитичное движение» в ряде стран Содружества – Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, а также в России воспринимается, как экстремистское, а поэтому всякая организационная и информационно-пропагандистская деятельность его функционеров запрещена в законодательном порядке.
В данном контексте представляет определенный интерес и точка зрения экспертов Центра политики безопасности в Вашингтоне, власти которого в меньшей степени заинтересованы в «территориальной стабильности и религиозной гармонии» в регионе. Несмотря на это, они вынуждены признавать, что на первый взгляд «миролюбивое и аполитичное» движение - "Таблиги джамаат" стало «ключевым игроком в распространении исламского экстремизма по всему миру, оказывает идеологическую и материальную поддержку откровенно террористическим группировкам».
В последнее время наблюдается особый интерес «Таблиги джамаат" к государствам Центральной Азии и Китаю. Сюда активно прокладывают «прямую дорогу» духовные миссионеры, получившие специальную подготовку на курсах «джихада» в Пакистане. Там учат практическому воплощению концепции исламской солидарности, в частности, в тюркоязычных постсоветских республиках, чтобы все они в будущем стали единым «божьим государством». Что в перспективе, по убеждению исламских экстремистов, это должно привести к единению всех мусульман мира, к созданию единого фронта против иноверцев и коренному изменению политической картины, как минимум в масштабах Евразии.
Еще большее беспокойство на сегодняшний день вызывают многочисленные свидетельства, что «Таблиги Джамаат» действует, прямо или косвенно, как вербовщик для террористических организаций. Узбекские власти, например, обвинили его в вербовке и переброске в тренировочные террористические лагеря четырехсот человек. Кстати, ежегодно в лагерях таблигов проходит обучение более 8 тысяч человек.
Видимо, не случайно, зарубежные вдохновители и спонсоры «Таблиги джамаат" относят Киргизию к региону в ЦА, к наиболее благоприятному для проникновения радикального ислама, превращения ее территории в плацдармом для распространения «учения» по всей Центральной Азии, не исключая и его экстремистских, по сути террористических ответвлений. Эксперты с тревогой отмечают, что «Таблиги джамаат" как «движение исламского возрождения» за последние три десятилетия стало движущей силой религиозного радикализма далеко за пределами региона, а одурманенные его бредовым идеями функционеры уличены в подготовке и выполнении экстремистских политических акций и террористических актов по всему миру, в том числе в Узбекистане, Таджикистане и России.
Проповедуя для прикрытия боротворчество за «духовное и религиозное совершенствование», на деле высшие функционеры этой организации нацеливают своих безмолвных послушников на изменение конституционного строя в той же Киргизии, где они особенно вольготно себя чувствуют, на уничижение суверенитета, на пренебрежение территориальной целостностью этого государства. Не надо иметь высшего духовного образования, чтобы понять, что «знаменами и идеями» таких подрывных идеологических структур, как та же «Таблиги джамаат", прикрываются внешние силы, типа Саудовской Аравии и Катара, которых не устраивает развитие Киргизии, Казахстана, других стран ЦА как секуляристских, демократических государств, независимых суверенов в рядах Содружества.
Ведь волны религиозного экстремизма, которые могут стать угрожающими в центрально-азиатском регионе как следствие предстоящего вывода войск международной коалиции из Афганистана и активизации на его границах радикальных отрядов «Талибана» и боевиков «Аль-Каиды», не признают государственных границ, что нередко используется и внешними силами для достижения в регионе своих корыстных стратегических задач. Потворствовать экстремистскому исламу, как это делают власти Киргизии, - означает закладывать мину под собственный государственный фундамент.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования
comments powered by Disqus