Правительство Узбекистана объявило 2014 г. годом активного развития республики. За это время планируется ввести в действие более 150 крупных производственных объектов. При этом объем прямых иностранных инвестиций должен увеличиться как минимум на 20%. Одним из самых активных вкладчиков и кредиторов среднеазиатской республики является Китай.
Если что-то и объединяет США, Европу и Китай, так это стремление наладить отношения и сотрудничество с Узбекистаном. Ведь заручившись таким партнером, эти страны получают ключи от дверей во всю Центральную Азию.
Укротить строптивую республику каждый пытается по-своему. США надеются установить свое влияние в регионе под прикрытием военного контингента, европейские страны пытаются вести с Узбекистаном бизнес. Китай же стал важным экономическим партнером республики, говорит заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян:
"В первую очередь Китай заинтересован в том, чтобы обеспечить свою экономику топливно-энергетическими ресурсами, удовлетворить потребности в редкоземельных рудах, металлах. Китаю также интересно хлопковое производство Узбекистана. Интересны возможные продвижения по логистическим проектам: это и железная дорога, и, возможно, автодорога, и трубопроводы, которые уже активно функционируют".
Но экономические отношения – это только начало, добавила Мигранян:
"Естественно, у Китая здесь много интересов, и страна занимается именно экономической экспансией и продвижением в зону стран Центральной Азии и ближневосточного региона. Это наиболее системный подход, который основывается на устойчивых экономических взаимозависимостях, и, таким образом, возможно продвижение и других интересов стратегического характера, вне экономики".
При этом Узбекистан далеко не конечная остановка на тех железных дорогах, которые Китай строит в Средней Азии. Проекты железнодорожного и автомобильного сообщения должны вывести китайцев через Узбекистан далеко за пределы этого региона, считает эксперт:
"Для Китая этот проект интересен, конечно, в первую очередь как проект дальнейшего продвижения Китая в восточные регионы от Ближнего Востока до Афганистана, Пакистана, Ирана и т.д., то есть выход на более широкие горизонты, где сосредоточено гораздо больше интересов с точки зрения экономики. Здесь политика достаточно последовательно и выверенно идет по планам удовлетворения китайских интересов".
Тем временем Китай расширяет сферу своего влияния уже и вне экономического сотрудничества двух стран. Для Китая страны Центральной Азии – это в том числе важные политические партнеры, отмечает заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов:
"Китай довольно много готовит студентов из Узбекистана на своей территории, то есть готовит своих сторонников, свое лобби. Китай выделяет не только финансовые кредиты, но предоставляет некоторые технологии и оборудование. То есть по сути дела делает из Узбекистана некую площадку, которая в дальнейшем будет поддерживать политику Китая в Центральной Азии".
Китай играет в Средней Азии все более важную роль, выступая "модератором проблем" между странами региона, отмечают эксперты. Это хорошо видно, например, на примере ситуации между Узбекистаном и Таджикистаном, где Китай выступает в роли третейского судьи. Кроме того, благодаря своему положению, китайцам удается сдерживать позиции России в этом регионе. Но важнее всего для Китая добиться такого авторитета в Азии, чтобы иметь возможность говорить на равных с западным миром и прежде всего с США.
Завоевать расположение всех центральноазиатских республик возможно только при поддержке Узбекистана. А поэтому наращивание товарооборота в полтора раза в течение двух лет – для Китая вовсе не предел, а лишь разогрев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus