90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Таджикистан декабрь 2013 – январь 2014: краткий обзор событий

03.02.2014 11:13

Политика

Таджикистан декабрь 2013 – январь 2014: краткий обзор событий

Внутренняя политика

На фоне состоявшихся президентских выборов в стране, власти на сегодняшний день выстраивают новую комбинацию построения государственной системы. Одним из важных ее стратегических ходов стал приговор Верховного суда Таджикистана бизнесмена Зайда Саидова к 26 годам лишения свободы. Бизнесмен, занимавший высокие государственные посты и являвшийся, по мнениям многих международных экспертов, главным претендентом на президентский пост был обвинен по более чем 10 статьям УК РТ. Отмечается, что политические гонения политика были инициированы после изъявления им желания создать политическую партию «Новый Таджикистан». 

Между тем, окончательный приговор суда привел к тому, что имущество экс-министра промышленности стало подвергаться рейдерским захватам. Согласно мнению адвокатов Саидова, приговор относительно конфискации имущества не имел своей силы, так как этот вопрос даже не рассматривался судом в ходе разбирательств. Политический характер действий властей в отношении Зайда Саидова очевиден, равно как и желание таджикского руководства обезопасить себя в вопросе проявления неугодных оппозиционных сил. Во многом это объясняется выходом на политическую арену сына президента Рустама Эмомали, назначенного отцом на пост председателя Таможенной службы. Факт, что появление младшего Эмомали на политическом олимпе Таджикистана не является простым волеизъявлением последнего, а дальновидные планы президента страны является бесспорным. 

В этой связи, притирка к тонкостям государственной системы, равно как и необходимость «набора» политического веса во взаимоотношениях с остальными представителями власти требуют сведения стрессовых ситуаций к минимуму. Между тем, принимая во внимание специализированный профиль должности Рустама Эмомали, перед ним ставится амбициозная задача – найти 1 млрд. долл. США, разницы, появившейся в результате подведения итогов взаимного товарооборота между Китаем и Таджикистаном. Так, согласно китайским статданным за 11 мес. 2013 г. товарооборот достиг отметки 1 млрд 672 млн. долл. США, в то время как согласно таджикским данным сумма составила 631 млн. долл. США. Эксперты связывают несостыковку в цифрах с различной методикой ведения статданных, хотя по всей видимости, объяснения кроются в теневом характере деятельности пограничной и таможенной служб. В этой связи, сыну президента предстоит доказать свою профпригодность, раскрыв организованную сеть контрабандистов или что-либо в этом роде. В случае провала, это даст дополнительный стимул обществу поставить его в ряды «недобросовестных» чиновников, а также обвинить президента в потакании родственным коррупционным схемам. Необходимо отметить, что в условиях сильнейшего давления президентом на государственную систему власти и общества, ответственность за ошибки Рустама Эмомали будет возлагаться только на президента Рахмона. Подобные происки уже имеют место быть, проявляясь в обвинении президента и его окружения в эксплуатации угнанных европейских автомобилей. История получила довольно широкий резонанс с официальной реакцией МВД по этому вопросу. 

Внешняя политика

Главным вопросом внешнеполитической жизни Таджикистана за прошедшие два месяца стали его взаимоотношения с Кыргызстаном, обусловленные затянувшимся пограничным конфликтом с проявлениями вооруженной агрессии против Кыргызстана. Хронология событий ведет к блокированию трассы «Исфара-Ворух» гражданами обеих стран в результате пожара строения, где по различным данным проживали кыргызские пограничники. Этот факт послужил поводом для граждан КР обвинить в поджоге граждан соседней страны. Пограничный конфликт, набиравший обороты с каждым днем, стал предметом межправительственных и межведомственных встреч и диалогов. Отметим, что поводом для дальнейшего недовольства жителей таджикского анклава Ворух стало строительство кыргызскими службами автомобильной дороги «Кок-Таш – Ак-САй», которая проходит в обход анклава, но, по мнению таджикской стороны, по спорной приграничной территории. 

Апогеем пограничного противостояния двух государств стало подтягивание тяжелой бронетехники к границе с личным составом вооруженных сил, а также перестрелка пограничников обеих стран 11 января. Главная проблема, тем не менее, кроется не в хозяйственных вопросах граждан обеих стран, сколько в отсутствии четко обозначенной межгосударственной границы, вопросы делимитации и демаркации которой не решаются уже на протяжении 20 с лишним лет. Существуют многочисленные примеры приграничных конфликтов стран Ферганской долины в разные периоды независимости. Причем некоторые из них носили кровопролитный характер и потенциально могли стать поводом для введения миротворческого контингента, а также межгосударственного конфликта в целом. Примечательно отметить, что природа подобных вспышек на границе автоматически приобретает межэтнический окрас, сопоставляя тем самым два народа как враждующие противоположности. Именно в этом ключе развиваются на сегодняшний день отношения Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. 

Так, пограничное противостояние двух стран дали стимул отечественным СМИ начать новые кампании, в которой каждая из сторон выглядела в образе жертвы и обвиняла другую в недобрососедском отношении и начале всего и вся. А подключившиеся к развитию темы экспертные сообщества внесли свой вклад в установлении «особого» режима между двумя государствами на краткосрочную перспективу. Отзыв кыргызского посла для консультаций в Бишкек придало проблеме острый межгосударственный характер. 

Таджикские СМИ были менее активны, ввиду особого режима государственной цензуры и отсутствия свободы в прессе. Сама общественность, между тем выступала с критикой правительства за то, что в отличие от Кыргызстана, не проявляла столь большой активности в информационной войне. 

На фоне дискуссий в Кыргызстане о том, что в случае несправедливого решения пограничных проблем, оппозиция будет иметь повод для выражения недовольства уже весной этого года, про Таджикистан такое сказать трудно. Исключение составляет партия Исламского Возрождения Таджикистана, которая в опережение государственных структур выступила с заявлением и призвала к миру между двумя братскими народами, отмечая необходимость тщательного расследования этого инцидента, одновременно осуждая правительство за пассивность в отстаивании национальных интересов Таджикистана в прессе. Досталось и кыргызской стороне, в частности СМИ, за распространение «неправдивой и односторонней информации». Реальная оппозиционность ПИВТ, конечно же вопрос отдельный, но все же, результаты пограничного урегулирования на вряд ли серьезно повлияют на ее конкретные действия против официальной власти в ближайшей перспективе. 

Между тем, понимание ПИВТ этой ситуации, обозначившей в своем заявлении этот инцидент как «нападение на нашу землю», является лишь отражением общественного мнения Таджикистана по этому вопросу, который, как и в случае с Кыргызстаном, может стать препятствием для понимания действий правительств двух стран, нацеленных на решение «спорных участков государственных границ». 

Несмотря на официальное заявление после переговоров представителей двух стран 31 января 2014 года о том, что стороны «достигли договоренностей по решению почти всех вопросов, связанных с инцидентом на границе», до окончательного обнародования результатов переговоров, судить о окончании пограничного противостояния двух стран представляется затруднительным. 

Примечательно отметить, что в целом отношения Кыргызстана и Таджикистана находятся на хорошем уровне и всегда отличались близостью национальных позиций по различным вопросам регионального сотрудничества, а также проблемам региональной безопасности. Водно-энергетическая проблема Центральной Азии с разделением региональных государств на два противоборствующих лагеря послужила негласному объединению позиций Кыргызстана и Таджикистана на международно-политической арене. Между тем, подобные проявления приграничных противоречий несут деструктивное влияние на межгосударственные связи, освобождая место таким явлениям как национализм и ксенофобия. Фактор «ползучей миграции» в этом отношении также является одним из раздражителей двусторонних отношений. 

В действительности, тема ксенофобии является довольно больной темой для таджикских властей и общества в целом. Так, за прошедший период Душанбе выступил с очередной нотой протеста российской стороне по поводу возрастающих националистических и ксенофобских настроений на российском информационном пространстве, что в результате приводит к убийствам и разбоям граждан Таджикистана. Возвращаясь же к теме кыргызско-таджикских отношений, то, к сожалению, становится очевидным, что в дальнейшем пограничные проблемы будут продолжать оказывать негативное воздействие на весь спектр межгосударственных отношений. Подтверждением тому является агрессивная риторика Бишкека в отношении своего южного соседа, проявляющаяся в закрытии госграниц, сигналах закрыть воздушное пространство и т.д., что не может остаться незамеченным. Такой сценарий наблюдается во взаимоотношениях всех трех странах Ферганской долины, чем не преминут воспользоваться третьи силы, незаинтересованные в установлении стабильности в регионе.

Российско-таджикские отношения, которые на сегодняшний день находятся на посредственном уровне развития также стали темой прошедшего периода. Так, по итогам заседания таджикско-российской межправительственной комиссии, первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым и премьер-министром РТ Кохиром Расулзода были подняты актуальные темы двустороннего сотрудничества как нахождение 201-ой российской военной базы в РТ, вопросы поставок нефтепродуктов и трудовой миграции. Отметим, что эти вопросы стоят на повестке дня с октября 2012 г., когда были подписаны соответствующие соглашения. Таджикские власти играют на «нервах» Москвы, которая к слову в марте прошлого года уже выступала с критикой Душанбе и обвинениями в умышленном затягивании ратификации. Сегодняшняя позиция Таджикистана мало чем изменилась, только вопрос нахождения рабочей силы в России уже дорос до 3 лет (вместо 1 года) с соответствующим разрешением на работу. Аналогичное развитие получил также вопрос беспошлинной поставки российских нефтепродуктов в Таджикистан, с одной лишь оговоркой, что теперь их по всей видимости можно будет реэкспортировать в Афганистан, зарабатывая на этом дополнительный капитал. Необходимо отметить, что на этот раз Эмомали Рахмон, выжав все возможные дивиденды из вопроса размещения 201 российской военной базы не имеет права на ошибку, особенно после того, как ставки в последней президентской гонке были поставлены Кремлем именно на него.

Экономика

Экономические показатели страны, опубликованные за 2013 год, традиционно показывают положительную динамику развития. Так согласно Статистическому агентству РТ объем ВВП Таджикистана сложился в сумме более чем 8,5 млрд долл. США, что по сравнению с показателями 2012 г. выше на 7,4%. В структуре ВВП сельское хозяйство занимает одно из приоритетных мест, которое в совокупности с лесным хозяйством и рыбоводством составили 21% от общей доли. Сфера услуг занимает второе место с 15,7%, транспортная сфера – 13,9%, промышленности и энергетики – 13%. 

Внешнеторговый оборот Таджикистана составил около 5,2 млрд. долл. США, а главными торговыми партнерами страны традиционно стали Россия, Казахстан, Китай и Турция. Отмечается, что внешнеторговый баланс сложился отрицательным с сильным перевесом в сторону импорта – более чем 4 млрд. долл. США, экспорт же составил 1,1 млрд. долл.

Довольно интересными выглядят роль и влияние России на экономические процессы в Таджикистане, а также зависимость национальной экономики Таджикистана от Москвы. 

Во-первых, объем денежных переводов трудовыми мигрантами из России в Таджикистан составил сумму в более чем 3 млрд. долл. США, что в элементарном сравнении составляет практически половину всего ВВП страны. А во-вторых Россия стала первым экспортером ГСМ в Таджикистан, экспортировав в страну около 153 тыс. тонн топлива. Примечательно отметить, что Кыргызстан стал вторым по объему экспорта ГСМ в Таджикистан, поставив около 151 тыс. тонн нефтепродуктов. Рассматривая же экономическую политику России в целом, то в результате определенной стагнации экономических реформ и ухудшения экономической ситуации в России, прежде всего в банковском секторе, становится очевидным, что отток денежных средств будет прямым образом отражаться на объемах денежных переводов. На фоне этих показателей, беспошлинные поставки российских ГСМ, чем хотят подстраховаться таджикские власти, не смогут выполнить роль финансового контррегулятора. 

Между тем, по-прежнему во главу угла развития национальной экономики ставится развитие энергетической сферы, для финансового участия в которой привлекаются иностранные инвестиции. Однако растущее долговое бремя главного энергетического игрока ОАО «Барки Точик» представляет собой большое препятствие для иностранного инвестора. По последним данным, энергохолдинг имеет более 400 млн. долл. США в качестве кредиторского долга, и в качестве дебиторского – 185 млн. долл. Задолженности крупных предприятий в свою очередь ложатся дополнительным бременем на плечи общества страны, что выражается в прогнозируемом повышении энерготарифов (примерно на 20%). При этом следует учесть, что в стране действуют лимиты на энергопотребление населением.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что экономические показатели и прогнозы страны, несмотря на их положительную динамику, все же не до конца отражают реальное положение дел в Таджикистане. По всей видимости, национальной экономике необходимы структурные реформы, способные оптимизировать слабые и сильные стороны экономики и минимизировать их негативное влияние на социально-экономическую сферу. Во внутриполитической жизни Таджикистана, обусловленной новыми корректировками в системе власти, наблюдается ориентация на родственно-семейные отношения Эмомали Рахмона

Очевидно, что президент не делает ставку на укрепление земляческо-клановых связей, что в совокупности с отсутствием оппозиционных сил выдвигает президентский клан на вершину национального политического олимпа. Внешнеполитические реверансы, демонстрируемые Душанбе в отношении своего главного экономического партнера России, как представляется, приносят свои плоды. Россия кровно заинтересована в военном присутствии в Таджикистане, но после юридического оформления всех надлежащих документов, также может найти инструменты для «игры на нервах» своих таджикских коллег. Что же касается таджикско-кыргызских отношений, то, к сожалению, их ухудшение в регионе является лишь делом времени, очередной кирпич во взаимное недовольство двух народов, равно как и властей, - заложен. Разрешению постоянных споров на границе могло бы способствовать скорейшая делимитация и демаркация государственных границ, но принимая во внимание сложившееся положение дел вокруг этого вопроса в Ферганской долине, рассчитывать на это было бы слишком оптимистичным.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Эмомали Рахмоном , Игорем Шуваловым

03.02.2014 11:13

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

35 183

тенге - размер средней пенсии в Казахстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31