«Выступление президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева [на заседании Совета обороны] четко демонстрирует наличие установки на противопоставление религиозных и этнических ценностей. Это не лучший вариант, поскольку эти ценности могут быть размещены в разных плоскостях», - заявил StanRadar.com профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев.
По его словам, «помещение религиозных и этнических ценностей в одну плоскость и их противопоставление - один из вариантов использования религии в политических целях». «Таким образом, мы имеем яркий пример политизации религии со стороны президента Кыргызстана», - подчеркнул он.
Рустам Бурнашев считает, что «подобные заявления руководителей стран Центральной Азии, в том числе - Кыргызстана, к возможности конфликта, как правило, никакого отношения не имеют». «Если под конфликтом понимать его насильственную стадию. Но они, безусловно, отражают наличие конфликта, если под этим словом понимать несовпадение целевых и ценностных установок взаимодействующих субъектов», - сказал он.
Секьюритизация (англ. securitization) - теоретическая концепция, изучающая вопросы безопасности с точки зрения процесса, в котором актор (государство) возводит какую-либо проблему в ранг вопроса безопасности. Термин был впервые использован Оле Вейвером в 1995 году.
Эксперт отметил, что «основания для секьюритизации исламизма в странах Центральной Азии были заложены в конце 1980-х – начале 1990-х годов». «Руководство стран Центральной Азии, будучи представителями бывших советских партийно-номенклатурных элит, объединили доминирующие и конкурирующие националистические и государственнические идеологии за счет фиксации в качестве базовой ценности связки «элита – государство – нация-культура». Это позволило перехватить инициативу у националистов и переместить их на периферию политической борьбы. Ситуация с религиозными оппонентами оказалась сложнее», - пояснил он.
Рустам Бурнашев подчеркнул, что «исламская идеология по определению ставит под сомнение легитимность любой светской власти». «С другой стороны, включение исламистских идеологем в доминирующий дискурс серьезно ограничивает независимость режима. Наконец, исламская идеология противостоит и идеям национализма. Все это определило линейное вытеснение религии из политического пространства. Как показывает анализ последних документов, принятых в Кыргызстане (Военная доктрина, Концепция национальной безопасности), в Кыргызстане активно разыгрывается карта «внешнего религиозного влияния», - подытожил он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus