«Россия уже не может жить за счет доходов от экспорта углеводородов. Главная задача для ближайших 25 лет – в кардинальном повышении эффективности государственного и корпоративного управления, в том числе в повышении энергоэффективности экономики», к такому выводу приходят авторы «Прогноза развития энергетики мира и России до 2040 года».
Документ, в котором оцениваются тренды мировых энергетических рынков (с акцентом на углеводороды), их изменения при ожидаемых технологических прорывах и последствия для энергетики и экономики России подготовлен Институтом энергетических исследований РАН совместно с Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации. В отличие от прежнего прогноза, который был подготовлен в 2012 году, оценки менее оптимистичны.
За исходный сценарий для России в прогнозе взяты показатели развития до 2030 года, соответствующие инновационному сценарию долгосрочного прогноза Министерства экономического развития РФ, подготовленному в начале 2013 года. Согласно этому варианту, прогнозируется небольшой рост численности населения страны – до 144 млн чел. в 2020 году с ускоряющимся снижением до 138 млн чел. в 2040 году. Планируется, что валовой внутренний продукт России увеличится к 2040 году в 3,2 раза, или в среднем на 3,4% ежегодно, а в расчете на душу населения вырастет в 3,3 раза. Россия при этом до 2030 года должна сохранить 6-е место по объемам ВВП среди стран мира, а к 2040 году опередить Японию и подняться на 5-е место, упрочив свое геополитическое положение. Такой динамике населения и экономики соответствует рост внутреннего спроса на энергоресурсы на 39% к 2040 году, его на 40% создают электростанции. Покрытие этого спроса наполовину должен обеспечить природный газ.
В сценарии предполагается, что энергоемкость российского ВВП должна снизиться на 57% к 2040 году – это быстрее среднемировой динамики данного показателя. Но несмотря на высокие темпы снижения, энергоемкость российской экономики все же останется выше среднемировой на 75% (в 2010-м превышение составляло 90%).
Дальнейшие расчеты показали существенное уменьшение по сравнению с исходным сценарием размеров поставок российских углеводородов. По результатам моделирования, на мировом рынке наша страна оказалась в списке замыкающих поставщиков с неполным использованием потенциальных возможностей добычи.
Однако оценив комплекс внешних факторов, исследователи выявили серьезные угрозы российской экономике и энергетике в результате ожидаемых глубоких трансформаций мировых энергетических рынков. Снижение выручки от экспорта газа, а еще более от продажи нефти на треть уменьшит вклад углеводородного экспорта в ВВП страны. Учет сложной конъюнктуры внешних рынков и растущей конкуренции с другими поставщиками газа привел к тому, что по сравнению с исходным вариантом в базовом сценарии российский экспорт газа снизится после 2015 года на 15–20%.
Таким образом, по динамике ВВП Россия вместо описанного в исходном сценарии небольшого опережения роста среднемирового ВВП будет демонстрировать отставание. Замедление темпов роста ВВП приведет к ухудшению всех основных параметров российского ТЭК – объема инвестиций (включая инвестиции в энергосбережение), потребления и производства энергоресурсов.
По мнению авторов прогноза, по-настоящему результативным средством противодействия внешним вызовам должно служить радикальное повышение инвестиционной эффективности российского ТЭК и энергетической эффективности экономики в целом.
По оценке экспертов, произошедший в последние годы форсированный рост цен на энергоносители не дал заметной интенсификации энергосбережения по двум основным причинам. Первая – высокая стоимость капитала и практическая недоступность крупных капиталовложений, необходимых для серьезных мер энергосбережения. Вторая – чрезмерная технологическая и правовая зарегулированность процесса оформления прав на осуществление энергосберегающих проектов и особенно на получение дохода от их реализации. Устранение этих барьеров даст гораздо больше для повышения энергоэффективности экономики, чем дальнейший рост цен на топливо.
Нужны быстрые и действенные решения, столь необходимые при ожидаемых «глобальных турбулентностях», считают российские аналитики. По мнению авторов прогноза, необходимо ранжировать инвестиционные проекты, в том числе направленные на диверсификацию маршрутов, продуктов и рынков сбыта с отказом от реализации экономически неэффективных. Это подтверждают и результаты анализа зарубежными и российскими специалистами стоимости отечественных энергетических проектов, которые регулярно показывали кратное их удорожание по сравнению с мировыми аналогами, и при этом нередко мощность построенных объектов годами была слабо загружена. Например, газопровод «Голубой поток», предназначенный для поставок природного газа через акваторию Черного моря напрямую в Турцию, в течение 10 лет был загружен менее чем на 50%.
Необходимым условием повышения эффективности и снижения рисков инвестпроектов является широкое исследование перспектив внешних и внутренних энергетических рынков.
Исследователи констатируют, что принятая в 2009–2011 годах Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и конкретизирующие ее генеральные схемы развития отраслей ТЭК не соответствуют сегодняшним реалиям мировых рынков и последнему прогнозу социально-экономического развития России.
«Все это указывает на абсолютную необходимость ревизии энергетической политики страны и планов крупных (особенно государственных) компаний. Россия никогда прежде не сталкивалась со столь жесткими ограничениями на внешних рынках, и адаптация к ним потребует серьезных усилий и трансформаций… – пишут авторы доклада. – Российский ТЭК впервые сталкивается со столь жесткими ограничениями со стороны внешнего спроса на энергоресурсы, что оборачивается дополнительными рисками для энергетики и экономики России».
«Предложенный Прогноз-2013 может и должен быть предметом обсуждений для всех заинтересованных сторон, что в итоге должно помочь поиску путей адаптации ТЭК и экономики России к меняющимся внешним условиям в общем контексте развития мировой энергетики».
Правила комментирования
comments powered by Disqus