90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Туркменистан укрепляет границы вопреки объявленному нейтралитету

03.03.2014 11:43

Безопасность

Туркменистан укрепляет границы вопреки объявленному нейтралитету

Ашхабад беспокоится по поводу своих границ, потому что не у всех его соседей дела идут гладко.

В 1995 году Ашхабад провозгласил политику международного дипломатического нейтралитета, а 12 декабря того же года Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила резолюцию о постоянном нейтралитете Туркменистана, к которой присоединились 25 стран.

Несмотря на такой дипломатический подход, который сохранялся 18 лет, 13 февраля нынешнего года, во время заседания Совета государственной безопасности Туркменистана, председателем которого является президент Гурбангулы Бердымухаммедов, были обрисованы меры по укреплению государственных границ. Более того — правоохранительные органы и армия представили доклады о принятых мерах по поддержанию общественного порядка и политической стабильности, улучшению материально-технической базы силовых ведомств, их подготовке, а также о борьбе с наркотрафиком. Тем не менее, Бердымухаммедов отметил, что «Туркменистан был и будет привержен вековым традициям мира, дружбы и добрососедства, которые во многом определяют благоприятный [политический] климат в среднеазиатском регионе».

Неудивительно, что Ашхабад беспокоится по поводу своих границ, потому что не у всех его соседей дела идут гладко. Особенное внимание вызывает Афганистан, с которым у Туркмении 750-километровая граница (больше, чем у других среднеазиатских стран). Нестабильность у юго-восточного соседа беспокоит Ашхабад, который в прошлом уже предлагал помощь в посредничестве между воюющими сторонами, а также оказывал и оказывает экономическое содействие (в первую очередь — поставками электричества). Кроме того, в Афганистане живут полтора миллиона туркмен, в основном в приграничных провинциях Фарьяб и Джаузджан. Поэтому Ашхабад проводит активную политику среди этой национальной группы: в начале февраля представители Туркменистана обратились к лидерам тамошних этнических туркмен, а затем состоялась встреча афганских священнослужителей с туркменскими чиновниками, среди которых был замминистра иностранных дел Туркмении Вепа Ходжиев. А поскольку это достаточно щекотливый вопрос, государственная пресса обеих стран ничего об этом не сообщала.

Но афганский конфликт постепенно приближается к границам Туркменистана. На ситуацию влияют и другие события, в более удалённых краях — так, в июне 2013 года российские телеканалы показали пленённого сирийской армией в городе Алеппо командира туркменских джихадистов Ровшана Газакова (боевое прозвище — Абу Абдулла). Было сказано, что он и его соотечественники прибыли в Сирию из Туркменистана, а первичное обучение проходили в лагере «Шейха Мурада» под Ашхабадом. Официальные власти Туркмении опровергли эту информацию.

В последние годы некоторые иностранные государства потихоньку пытались помочь Ашхабаду с укреплением границ — например, в 2003 году австрийское федеральное МВД создало Среднеазиатскую инициативу по пограничной безопасности. Каждый год её участники — в число которых входят все страны региона, члены ЕС и другие заинтересованные стороны — собираются и обсуждают текущие вопросы управления границами и обеспечения безопасности. В двустороннем формате подобную деятельность ведут и США.

Как и другие страны региона, Туркменистан ждёт возможности узнать, на что будет похож Афганистан после вывода войск США и их союзников по ISAF, завершение которого намечено на декабрь 2014 года. На втором ежегодном Европейско-среднеазиатском форуме высокого уровня по безопасности, который состоится летом в Душанбе, этот вопрос станет основным. Но если мощный поток наркотиков, проходящий через Туркменистан в направлении России и Европы, после вывода международных сил ещё увеличится, то отношения Ашхабада с Западом могут испортиться.

На ближайшую обозримую перспективу способность силовых структур Туркменистана обеспечивать безопасность страны представляется слабой. Более того — политика нейтралитета привела к тому, что это государство не входит ни в одну региональную военную или политическую структуру — ни в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), ни в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Поэтому формальную помощь в случае политических или оборонных проблем эти структуры оказать Ашхабаду не смогут, и со всеми угрозами, внутренними и внешними, ему придётся справляться в одиночку. Если возникнет такая ситуация, то Туркменистан может обнаружить, что нейтралитет и неприсоединение пойдут ему скорее в минус, чем в плюс».

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.gundogar.org/?02300514526000000000000011000000

Показать все новости с: Гурбангулы Бердымухамедовым

03.03.2014 11:43

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Майрамкуль Бекчороевна Тиленчиева

Тиленчиева Майрамкуль Бекчороевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
417 000

заемщиков микрокредитных организаций насчитывается в 6-тимиллионном Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30